Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что это и как к этому относиться — в интервью с врачом-психиатром и мамой ребёнка с СДВГ из Лиозно
В прошлом столетии ВОЗ ввёл как самостоятельное заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности, сокращенно СДВГ. Но данная проблема освещалась уже давно. Впервые синдром описал в 1845 году доктор Генрих Гоффман.
Синдром определяется в 5-6 лет и встречается у 5% детского населения, причём, соотношение мальчиков и девочек 3:1.
Симптомы СДВГ проявляются и у взрослых, но к 27 годам исчезают в 50-70%.
Он характеризуется следующей триадой – гиперактивностью, импульсивностью, нарушением концентрации внимания. Дети легковозбудимые, нетерпеливы, порой конфликтны. Иногда вплоть до агрессивности, часто перебивают взрослых, не признают поражения. Часто не слушают объяснения, не обращают внимание на призывы к уравновешености. Наблюдаются неожиданные, нелогичные реакции на события.
Следует отметить, что заболевание никак не сказывается на интеллекте ребёнка, но мешает показать хорошие результаты в учёбе, в соблюдении дисциплины.
Профессор Т. Мезенцева объясняет это дефицитом нейромедиатора дофамина. После описанных выше реакций наступает «ступор». Ребёнок как бы застывает. Дети с синдромом СДВГ в школе неусидчивы, часто нарушают дисциплину, у них снижена успеваемость по предметам. Преподавателям следует проявить терпимость к ним. Не настраивать детей против таких учеников.
Такие дети невнимательны, не могут сконцентрироваться на решении определённых задач. Рассеяны и забывчивы. Для них характерна большая степень отвлекаемости.
Черты СДВГ есть почти у всех детей, но здоровые дети не выделяются девиантным поведением на фоне сверстников.
К причинам появления синдрома ученые относят следующие факторы:
– генетическая предрасположенность – 76%. Это мутации генов, ответственных за обмен дофамина и норадриналина;
– биологические причины. Влияние на развитие головного мозга. Употребление никотина, психотропных веществ, патология беременных, травмы, гипоксия плода;
– социальные факторы. Внутрисемейные конфликты и ссоры, алкоголизм родителей, телесные наказания;
– психологические факторы. Осуждение и критика со стороны взрослых. Они не учат ребёнка справляться со своими эмоциями. Он становится замкнутым, пропадает мотивация к улучшению поведения.
Как же можно помочь ребёнку и семье в целом? По мнению профессора Т. Мезенцевой, самое важное в помощи ребёнку с СДВГ – грамотная позиция родителей. На ребёнка можно подействовать, только давая ему дофамин – гормон удовольствия. Хороший результат даёт использование системы поощрений: если ребёнок выполняет поручение как нужно, он получает похвалу и награду. Даже неплохо похвалить его авансом, это усилит мотивацию.
Родителям следует провести беседу с учителем, обсудить состояние ребёнка, способы воздействия на него. Взаимодействие школы и родителей имеет огромное значение для ребёнка, для улучшениям его состояния. А ещё нужно своевременно решать семейные проблемы без скандалов, ругани.
Валерий Пчёлко, врач психиатр-нарколог ГУО «ЦКРОиР «Радуга».
Интервью по поводу
«Самое главное – не провоцировать…»
При подготовке данного материала мы попросили директора центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга», человека года Витебщины Петра Даговича помочь нам встретиться с мамой, воспитывающей ребёнка с СДВГ.
По словам Петра Семёновича, такой диагноз поставлен шести маленьким жителям района. Через несколько дней нам сообщили контакт женщины, согласившейся на откровенный разговор. Назовём её Ирина, а сына Иван (имена по этическим соображениям изменены).
– Скажите, пожалуйста, говорят, типичный представитель ребёнка с СДВГ – Том Сойер. Ваш Ванечка похож на него?
– На мой взгляд, гораздо хуже. Тётушке Полли всё-таки удавалось хоть на несколько минут превратить его в благопристойного мальчика. Мы же воспитываем настоящий ураган, может даже торнадо. Всё на лету: прибежал из школы, влетел на кухню, схватил ложку супа, тут же улетел в другую комнату, вернулся за котлетой. Просто прыгающая пружина! Десять дел сразу и ни на одном из них сконцентрироваться не может. Всё вспышками. Сначала – хочу! Через две минуты уже – не хочу! В доме могут царить полная тишина и порядок, но как только появляется Ваня, всё превращается в хаос. Уроки делаем этапа в четыре, потому что больше десяти минут он высидеть не может.
– А как же в школе?
– Так же. На занятиях просится и воды попить, и в туалет, и по коридору бегает. Образно говоря, только жилетка в воздухе летает. Он не может себя заставлять и контролировать. Это просто другой мозг, с нарушенной регуляцией норадреналина, который побуждает без разговоров дать сдачи, если кто-то ущипнул; недостатком дофамина, из-за чего всё время скучно и нужен экстрим; медленно созревающей префронтальной корой, которая просто не даёт стоять спокойно и не двигать руками, ногами дольше секунды.
– Ирина, что Вы можете посоветовать родителям таких же неугомонных детишек?
– Сегодня есть разработки квалифицированных специалистов с рекомендациями, как воспитывать детей с СДВГ. Но, думаю, даже на личном опыте родители очень быстро понимают, что ругать и наказывать смысла нет. Как говорят в народе, «как горох об стенку». Наш Иван через пять минут уже не помнит, из-за чего все разборки. Не работают ни беседы, ни угрозы, только поощрения. Если сделал что-то хорошее до конца, обязательно надо похвалить и дать шоколадку, какие-то деньги. Бояться непедагогичности не стоит, потому что другого всё равно не дано. А за обещание последующего удовольствия такой ребёнок на многое готов, в том числе и на такое скучное для них приличное поведение.
– Получается, что и учителю вместо, казалось бы, заслуженного «неуда» нужно выдавать непоседливому ребёнку поощрения? А как же другие дети? Не посчитают ли они это несправедливостью?
– Для этого и должны быть в школе хорошие психологи, которые научат предметников выстраивать правильную линию поведения, объяснят и учителям, и может быть даже одноклассникам детей с СДВГ, почему нужно вести себя именно так. Я понимаю, что рядовые преподаватели настроены на таких же рядовых, обычных детей. Им нужно заниматься не корректировкой психологических проблем, а учить. Но раз уж в классе есть такой проблемный ребёнок, игнорировать ситуацию нельзя. Если у ученика плохое зрение, его ведь не посадят за последнюю парту? Так почему же мальчика, которому поддержка нужна вдвое больше, чем другим, ругают за то, в чём он не виноват? К сожалению, бывает так, что на взрыв и агрессию просто провоцируют. Поэтому родителям стоит поговорить со своими детьми и попросить их не обзывать таких одноклассников или знакомых, не задевать за больное, не подначивать на плохие дела. Тем более, что ребята с СДВГ, как правило, добрые, отзывчивые и любознательные. И если им не вбивать в голову, что они плохие, а терпеливо поддерживать, из «невоспитанного хулигана» может вырасти интересный незаурядный человек.
Елена Ретнёва.
/Фото из открытых источников/
Читайте также:
Влияние речевой среды на детскую речь
Популярность: 1%
Поделиться в соц. сетях
- Blink
- del.ici.ous
- Digg
- Furl
- Simpy
- Spurl
- Y! MyWeb
- БобрДобр
- Мистер Вонг
- Яндекс.Закладки
- Текст 2.0
- News2
- AddScoop
- RuSpace
- RUmarkz
- Memori
- Закладки Google
- Писали
- СМИ 2
- Моё Место
- Сто Закладок
- Ваау!
- Technorati
- RuCity
- LinkStore
- NewsLand
- Lopas
- Закладки - I.UA
- Connotea
- Bibsonomy
- Trucking Bookmarks
- Communizm
- UCA
Comments are closed.