Проблемы расстройств аутистического спектра (РАС) или аутизма в последнее время становятся всё более актуальными, так как процент их распространения и выявления всё время повышается.
Аутизм – расстройство, возникающее в следствие нарушений развития головного мозга и характеризуется изменением социального взаимодействия и общения, эмоциональной неустойчивостью в новой обстановке, поиском уединения.
По данным ВОЗ, в мире насчитывается более 70 млн. человек с РАС, при этом мальчиков в пять раз большее, чем девочек. В настоящее время примерно один из 160 детей страдает этим заболеванием. Характер помощи смещается в сторону социализации человека. Установлено, что при своевременном выявлении около 70% больных РАС могут обучаться в общеобразовательной школе.
Факторы риска РАС:
1. Генетический. Особенно это подтверждается у 58% монозиготных блезницов.
2. Возраст родителей. С каждым 10-летним повышением среднего возраста отцов и матерей вероятность развития аутизма увеличивается на 18-21%.
3. Значение имеют патология в период беременности, родовые травмы, врождённые аномалии, гипоксия плода и т.д.
4. Инфекция во время беременности у матери.
5. ЭКО с разной долей вероятности повышает риск развития РАС.
6. Влияние токсических веществ, никотина, алкоголя, наркотиков.
Родителей должно насторожить:
- 8-12 месяцев – отсутствие зрительного контакта, жестов;
- 18 месяцев – непонимание речи или отказ от диалога;
- 24 месяца – ребёнок не повторяет за взрослыми, не общается, малый словарный запас;
- стереотипное поведение, любое препятствие ему вызывает эмоциональный всплеск;
- уединяется, не смотрит глаза в глаза;
- задержка развития речи.
Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом, психологом. У детей с РАС они проводятся опытными специалистами, так как имеется своя специфика: нужно адаптировать ребёнка к новым условиям, вовлечь в работу все анализаторы (тактильный, слуховой, вкусовой, зрительный, обонятельный), мотивировать ребёнка заниматься. Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях с включением в процесс всей семьи: родителей, братьев, сестёр.
Большое значение имеет и компенсация эмоциональных расстройств врачом-психиатром: назначение «регуляторов поведения», лекарственных препаратов растительного происхождения.
Только совместные действия родителей, медиков, сотрудников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга» дадут положительные результаты в помощи детям.
P.S. По данным ВОЗ, в конце 20-х годов возможно рождение каждого второго ребёнка с РАС.
Валерий Пчёлко, врач психиатр-нарколог ЦКРОиР «Радуга».