В районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга» прошёл семинар воспитателей персонального сопровождения «Организация деятельности воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение обучающихся с аутистическими нарушениями в учреждении образования». Участие в нём приняли представители ресурсного центра по работе с детьми с РАС Витебского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Ещё несколько лет назад специалисты говорили, что расстройство аутистического спектра (РАС) диагностируется у каждого стопятидесятого ребёнка. Затем появились данные, что уже у сотого. Теперь речь идёт о каждом пятидесятом. Тенденцию такого стремительного роста подтверждают и цифры по Беларуси. Если в 2002 году в учреждениях образования страны обучались 115 детей с аутизмом, то в 2023/2024 учебном году зафиксировано 4392 таких ребёнка.

Не менее впечатляет статистика и по Витебской области. Ею на недавно прошедшем в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга» семинаре поделилась специалист ресурсного центра по работе с детьми с РАС областного ЦКРОиР педагог-психолог Н.В. Князева. По словам Натальи Викторовны, на Витебщине в 2012 году обучались 63 ребёнка-аутиста, сейчас их 524. И это при том, что всего год назад, в 2023-м их было 293. Что касается нашего района, то в 2020 году два ребёнка с аутизмом занимались в коррекционном центре. Сейчас таких детей шесть и пять из них посещают обычные учреждения образования.

Действительно, если аутизм вовремя распознать и правильно его корректировать, подобрав медицинскую и психо-педагогическую помощь, дети вполне способны на социализацию. Могут посещать детский сад и школу, заводить друзей, реализовывать свои таланты. Но для этого родители должны понимать, в чём же особенности РАС, а окружающие отнестись с пониманием и оказать поддержку.

Распознать вовремя

Готовя материал, просмотрели огромное количество видеороликов, где родители детей с аутизмом делятся признаками поведения, на которые обязательно стоит обратить внимание. Конечно, всё очень индивидуально, но в качестве типичных называют отсутствие интереса к другим детям, хождение на цыпочках, выставление игрушек в ряды и цепочки, зацикленность. Дети могут монотонно стучать дверьми, выдвигать-задвигать ящики стола, открывать-закрывать лифт. Или смотреть в мультфильме один и тот же момент по сто раз. Вместо того, чтобы катать машинку, просто крутят колёса. Бьются головой, раскачиваются в кресле или на диване. Взмахивают руками, могут при этом сжимать кулаки. Нет указательного жеста, не откликаются на имя, отсутствует зрительный контакт. Повторяют одни и те же фразы, как сломанный проигрыватель. Большая избирательность в еде. Едят либо конкретные продукты, либо определённого цвета или формы. То же самое и с одеждой, вплоть до непереносимости ткани, бирок, цвета. Если что-то не так, сразу истерика. Причём, она не заканчивается даже если ребёнок уже получил, что хотел. Страх новых мест, вообще всего нового и неожиданного и при этом отсутствие чувства опасности, самосохранения. Ещё один фактор – нераспознование мимики. Ребёнок не понимает, когда мама злится, радуется.

Норма, задержка, откат

К сожалению, очень часто ситуация складывается так, что до года-полутора ребёнок вроде развивается нормально. Вовремя начинает ползать, садится, идёт, произносит первые слова. Хотя мамы, анализируя впоследствии его поведение, вспоминают, что определённые тревожные звоночки всё равно были. Не все признаки скопом, но единичные да. И вдруг начинается задержка развития. Долго в поведении не появляется ничего нового, хотя по идее изменения должны расти в геометрической прогрессии. А затем и вовсе наступает откат. Ребёнок перестаёт делать даже то, что уже хорошо умел. Например, замолкает, начинает путать родителей, не реагирует на зов, уходит в себя.

Специалист ресурсного центра по работе с детьми с РАС областного ЦКРОиР педагог-психолог Наталья Князева:
– Работа с ребёнком с расстройством аутистического спектра начинается задолго до того, как он переступит порог садика или школы. Со знакомства с семьёй, завоевания хотя бы минимального доверия родителей. Они должны понимать, что отдают своего сына или дочь в надёжные руки. Но самое главное, чтобы нового человека принял сам ребёнок. Иначе не стоит и продолжать, толку не будет. Какое-то время уйдёт и на привыкание к новому месту. Вообще работа с аутистами это о терпении. Моментального прогресса здесь нет. Элементарные для нейротипичного человека задачи, такие, например, как мытьё рук, раскладываются на целый ряд процессов, и на обучение каждому звену могут уйти недели. И понимать, что после стресса может случиться откат, и придётся всё начинать сначала. Так что дети-аутисты нас тоже многому учат. И не только быть добрее, терпимее, но и умению ставить цели, достигать их, быть терпеливыми, спокойными, упорядоченными.

Какое-то время родители цепляются за любое проявление нормы, верят в то, что перерастёт. Нередко осторожничают в оценке ситуации и специалисты. Но рано или поздно голову приходится вытащить из песка и понять, что дальше нужно учиться жить с аутизмом. В среднем диагноз выставляется в возрасте трёх с половиной – четырёх лет. Если верить прессе, в западных странах, где понятие РАС появилось раньше, такая же статистика. Тем не менее, многие принявшие ситуацию мамы говорят о своём сожалении, что не сделали это сразу. Потому что чем раньше будет начата работа со специалистами, тем на лучший результат можно будет рассчитывать.

Адаптор между ребёнком и миром

– Аутисты видят мир по-своему и предпочитают, как можно меньше с ним общаться, – рассказывает заместитель директора ЦКРОиР Татьяна Козлова. – Так что главной задачей будет социализация. Нужно научить ребёнка взаимодействовать с другими людьми и усвоить общепринятые нормы поведения. Это очень непростой, долгий процесс, требующий специальных знаний и постоянного контроля, потому что с саморегуляцией и волевыми навыками тоже большой пробел. Когда такой ребёнок приходит в детский сад или школу, ему для интеграции необходимо не только создание специальных условий среды, но и персональное сопровождение.

В Лиозненском районе работают шесть воспитателей, обеспечивающих персональное сопровождение, так называемых «тьюторов». И нужны они не для того, чтобы водить подопечного за ручку либо следить, чтобы он не мешал другим, как думают обыватели. Это своеобразный адаптор, посредник между ребёнком и его окружением, реальностью.

– Аутист, к примеру, не может воспринимать слова, обращённые ко всему классу, – продолжает Татьяна Вадимовна. – Поэтому задание ему нужно пересказать, если нужно, сделать доступнее. Когда такой ребёнок что-то не понимает, он моментально теряется, появляется тревога, а затем и срыв. То есть то, что многие по незнанию воспринимают как невоспитанность. Аутист может начать бить посуду в столовой, швырять стулья, падать на пол в истерике. Но всего этого можно избежать, если наблюдать за поведением, оценивать ситуацию, понимать, как и на что он реагирует, знать триггеры, которые запускают негативное поведение, и варианты, как его погасить. И таким образом шаг за шагом вести своего подопечного в социум. Сначала в классе, затем среди сверстников, потом и к взрослым. Поверьте, очень много примеров, когда аутисты овладевают способностью себя контролировать, заводят друзей, занимаются творчеством и спортом, с интересом, а не боязнью посещают театры и музеи. И всего этого бы не было, если бы они так и остались в своём замкнутом мирке.

Елена Ретнёва.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости