Я люблю наш лес. Но на протяжении долгого времени была там довольно редко: работа и нехватка времени, отсутствие машины и компании. И только выйдя на пенсию полтора года назад, получила возможность бывать здесь, можно сказать, постоянно. И случилось это благодаря друзьям мужа Анне Фёдоровне и Леониду Фёдоровичу Савченко.
Тогда, в августе, когда я не знала, как привыкнуть к ничегонеделанию после стольких лет службы, они просто меня спасли – пригласили с собой в лес. И с тех пор мы стали ездить сюда и в грибном августе-сентябре, и в листопадном октябре-ноябре, и зимой, и в весенний разлив, – в общем, весь год мы бываем в лесу. И, конечно, за это время у нас появились любимые места. И прежде всего – это дорога на Сутоки от Аникеева моста вдоль реки Черницы. Леонид Фёдорович расчистил дорожки, выпилил сухостой, гуляй – не хочу.
Это место многим нравится. Вот и в эти непривычно солнечные для марта дни мы отправились туда. К реке в субботу и воскресенье подойти было невозможно: всюду стояли машины, пахло дымком и шашлыками, раздавались голоса и смех. Народ проводил выходные и отдыхал на природе. Мы походили по дороге, доехали до Суток, пофотографировали лебедей и половодье и вернулись домой.
А вот во вторник, приехав на любимое место, пошли к обрыву над рекой. Здесь Черница делает красивую излучину, деревья образуют живой мостик над водой, сосны из песчаного берега уходят в небо – красота неописуемая. Всё было на месте, но не это бросалось в глаза. Поляна была сплошь усыпана бумагой. В овражке валялись бутылки. Под сосну вывалили, наверное, ведро гнилых яблок. В остатках костра пестрели банки. Да и сам костёр разложили почему-то не на готовом кострище, а прямо рядом с той самой сосной – чуть ветерок и полыхнуло бы.
Отдыхали вроде бы приличные люди. Приехали на чистых, ухоженных машинах, с багажниками, куда можно было сложить пакеты с мусором. Откуда такое варварство? И ведь это не единственное место. Они повсюду! Наш лес, наше белорусское богатство, как мне больно за тебя.
Как мне стыдно за вас, люди. Вы были с детьми, которые всё это видели. А значит, думают, что так и нужно.
Какие бы волонтёрские акции мы ни проводили, какие бы благоустройства ни организовывали, пока есть такие хрюши, наш лес будет загаженным. Прости нас, лес.
Ольга Печёнова.