Во время исполнения партии Куратова

Перед людьми сцены, их талантом мы, как правило, испытываем преклонение и восхищение. А уж оперные певцы мне всегда казались жителями какой-то другой планеты, более возвышенной и утончённой. И вот один из них в качестве гостя в моём кабинете. Бывший выпускник средней школы № 1 г. п. Лиозно, а ныне народный артист Республики Коми, лауреат премии правительства Республики Коми А. Д. Измалков.
– Анатолий Дмитриевич, часто музыкальный дар передаётся по наследству…
– Мои родители были людьми далёкими от музыки. Папа, Дмитрий Егорович, прошёл, считай, всю войну, закончил её в Германии. Затем боролся с бандформированиями на Западной Украине. Когда перевели в Витебск, познакомился с мамой, Ефросиньей Васильевной. В 1951-м мы уехали на Дальний Восток. Когда в 1956 году папа демобилизовался, вернулись на родину мамы. Она сама из Коптей. Дед, один из первых председателей колхозов, во время войны являлся комиссаром партизанского отряда. После Великой Отечественной возглавлял сельский Совет. Отец родился в Липецкой области в селе Измалково. Отсюда, наверное, и наша фамилия. Здесь, в Лиозненском районе, он сначала работал председателем колхоза «Рассвет», затем председателем Велешковичского сельского Совета, директором торгово-закупочной базы райпо, инструктором райпотребобщества. Мама трудилась тоже в райпо, в магазине.
– В 1965 году Вы закончили Лиозненскую среднюю школу. Поделитесь впечатлениями от школьной жизни. Чем жила молодёжь того времени?
– Разумеется, воспоминания самые тёплые. Не скажу, что мы были такими уж послушными. Хулиганили, конечно, немножко. Но таланта и выдумки было не занимать. Мероприятия в нашем классе всегда проходили очень интересно, как, впрочем, и во всей школе. Создали школьный оркестр, а затем уже постепенно перекочевали с ним в РДК. Играл я здесь и в духовом оркестре. А ещё тянулись к спорту. На стадионе играли в волейбол по шесть-семь команд на высадку.
Если говорить о том, чем отличается молодёжь того времени от нынешнего молодого поколения, то, на мой взгляд, в первую очередь, целеустремлённостью. Если отбросить не совсем реальные устремления, типа, ой, хочу быть космонавтом, которые появились после полёта Гагарина, большинство из нас ещё классе в седьмом-восьмом твёрдо определялись с выбором профессии. Более того, мы не просто знали, кем хотим быть, но ещё мечтали достичь в этой профессии значительных высот. Безусловно, мечты сбылись не у всех. Но у большинства всё сложилось. У нас была девочка, которая чётко знала, что будет зоотехником. Поступила в академию в Москве. Хорошо училась. Я не был на месте её работы, но, уверен, что она стала отличным специалистом. Валера Янушкевич мечтал о профессии лётчика. К сожалению, по состоянию здоровья летать ему не довелось, но он стал высокопрофессиональным авиадиспетчером в Минске. Галя Пузанская закончила технологический институт в Витебске, работала в Минске, стала инженером-технологом очень высокого уровня в лёгкой промышленности.
– А Вы, наверное, видели себя на сцене?
– До определённого момента учителя прочили мне будущее то ли писателя, то ли журналиста, то ли я должен был стать кем-то в области исторической науки. Но после встречи с директором музыкальной школы, незабвенной Ларисой Ивановной Барановской, пошёл по музыкальной стезе. Именно она привила мне любовь к классическому пению, академическому вокалу. Свои первые уроки я получил именно у неё. Хотя все вышеназванные предметы мне в жизни пригодились. И сегодня увлекаюсь литературой, историей. Но профессия у меня всё же другая.
– Анатолий Дмитриевич, а как попали в Коми?
– На конкурсе в Минске стал лауреатом. Мне предложили поступление в консерваторию на вокальное отделение. И тут произошёл несчастный случай, после которого больше года пришлось валяться по больницам. Врачи запретили физические нагрузки. Решил, что на вокальной карьере можно ставить крест. Поступил в Ленинградский институт культуры на хоровое отделение. Трудился в Витебске на ковровом комбинате заместителем директора по культурно-массовой и политико-воспитательной работе. И тут в учебном заведении мне поставили условие: или работать по специальности, или не допустят до сдачи диплома. Знакомый пригласил в Ухту на должность директора Дворца культуры. Будучи на одном из семинаров в Сыктывкаре, решил зайти в музыкальный театр на прослушивание. И меня приняли. Так что судьба кружила-кружила, но всё равно привела к пению.
– Артисты, наверное, вообще люди – верящие в судьбу? Даже, скажем больше, суеверные. Есть ли у Вас какие-то особенные ритуалы на удачу?
– Однажды пели в Испании спектакль. Солист мадридской оперы перед выходом на сцену перекрестился, затем наклонился и по сцене тук-тук-тук. Думаю, ну прямо как у нас. Я, например, до начала спектакля всегда молюсь. Прежде, чем установится контакт со зрителем и почувствуется обратная связь, энергетическая подпитка, нужен какой-то энергетический толчок. Каждый достигает этого своим путём. Я – молитвой. Был свидетелем того, как один известный тенор, ярчайший представитель российского оперного искусства, с которым мне посчастливилось петь «Пиковую даму», перед спектаклем капризами довёл себя чуть ли не до истерики. Мне показалось, не такой уж он привереда, просто ищет своё состояние. Сначала рвал всем нервы, затем начал распеваться, распеваться и пулей вылетел на сцену. Спектакль прошёл на ура.
А есть и такие, к кому накануне спектакля бесполезно обращаться с вопросами. Человек полностью погружен в себя. Со стороны можно подумать, либо у него не все дома, либо он из себя что-то корчит. А на самом деле такая пристройка.
Что касается суеверий, то это из-за боязни профессиональной неудачи. Вообще артистам присуща постоянная неудовлетворённость: мало сделал, не то сделал, во мне слабо заинтересованы… Это токарю скажи: «Вася, за эти же деньги выточи в два раза больше деталей», и в ответ получишь совершенно справедливое возмущение. Настоящий артист, как та Адель из оперетты «Летучая мышь», готов за самое маленькое жалование играть самые большие роли.
– В октябре 2009 года состоялось по настоящему большое для культуры Республики Коми событие – премьера первой национальной оперы на коми языке «Куратов», посвящённой жизни и творчеству основоположника коми литературы. Вы исполнили партию главного героя.
– Художественный руководитель театра Ия Петровна Бобракова вынашивала идею постановки оперы на родном для коренного населения языке, отражающей поэзию Куратова в музыке, уже давно. Литературное либретто было написано ещё в 1984-м народным поэтом Республики Коми Альбертом Егоровичем Ванеевым. За написание музыки брались различные композиторы. Но воплотить задуманное не получалось. То, что не удалось старшему поколению, сделал ученик председателя союза композиторов Республики Коми Михаила Герцмана (к слову, также пытавшегося написать музыку к «Куратову») Сергей Носков, который в настоящее время проживает в Лондоне и является членом Британской ассоциации композиторов.
Предложение исполнить партию главного героя, безусловно, всегда является лестным. Но, когда посмотрел клавир, первая реакция – как можно спеть эту музыку да ещё на коми языке! Как раз собирался в отпуск и взял нотный материал с собой. Он мне казался антимузыкальным совершенно. Думал, вернусь с Азова, буду отказываться. Ну не грела меня эта музыка. Конечно, понимал, насколько важно произведение для народа. Куратов, можно сказать, его Пушкин. Постепенно стал как-то проникаться музыкой, стало казаться и это ничего, и это. А вот здесь, если подправить, будет вообще хорошо. Естественно, были проблемы с произношением, коми язык ведь непростой. Так что подготовка стоила нервов. Я – человек спокойный. Но и то, образно говоря, несколько раз висел на люстре. Когда шла сдача, отработал партию, немного пришёл в себя, переоделся, снял грим. Иду и внутренне готовлюсь к разносу республиканским художественным советом. Захожу в зал, а все встают и аплодируют. Чуть не расплакался. Подумал, что ради такой минуты стоит жить и работать. Так из белоруса получился национальный герой Республики Коми. Сейчас спектакль выдвинут на госпремию.
– В прессе можно было прочитать о том, что, готовясь к постановке и настраиваясь на роль, Вы беседовали с памятником Ивану Куратову, стоящим возле театра оперы и балета…
– Досужий вымысел журналистов. Да, несколько раз подходил, смотрел на памятник, сравнивал его с портретами, сохранившимися рисунками, чтобы создать правильный зрительный образ. К слову, получилось довольно похоже. Многие говорили, прямо один в один.
– Партию Куратова в Вашей карьере, без сомнения, можно считать одной из значительных. А какую бы Вы назвали знаковой?
– Как ни странно, это партия Бартоло в «Севильском цирюльнике». Где-то на жизненном пути она даже повела меня в другую сторону. Чему я, кстати, рад. Это острая комическая роль. Чуть ли не буффонадная. Некоторые театры ставят её немного иначе. Но у нас она именно буффонадная. Я там под стол залезаю и с лестниц прыгаю. Пою её лет 16 и всегда с удовольствием. Наверное, недаром, когда у нас было турне по Испании, в Португалии, наш дирижёр, швейцарец, сказал: «Я, конечно, допускаю, что есть Бартоло в Европе и лучше Вас, но я их не знаю». Как-то пел с одним поляком, исполняющим партию Базилио. Так он удивлялся, как можно совмещать такой сложный вокал с кульбитами.
– Для этого, наверное, нужна хорошая физическая форма? Что помогает её поддерживать?
– Тщеславие. Я ведь пою ещё и в оперетте. Представляете, выходит Айзенштайн с пузом, которое не вмещается во фрак. Я себе такого позволить не могу. Дополнительные физические нагрузки после пения не нужны. Не представляете, сколько калорий затрачиваешь за одну репетицию. Иногда выходишь и ноги дрожат. Но вот без диеты не обойтись. Скотчем рот, конечно, не заклеиваю, тем более, что для пения нужны силы, однако что попало не ем. Хорошую физическую закваску получил и в родном горпосёлке. Я уже говорил, как мы тянулись к спорту. Так что многое из того, что мои более молодые коллеги делают с трудом, мне удаётся легко.
– Есть ли роли, о которых мечтаете?
– В этом сезоне надеюсь, что наконец-то спою партию Скарпиа в «Тоске».
В оперной классике всё зависит от голоса. Вот у меня – лирический баритон. Сейчас скорее лирико-драматический. Если бы был драмбаритон, то, конечно, хотелось бы попробовать себя в роли Риголетто из одноименной оперы. Может ещё удастся. Иногда пою какие-то арии, куски. Вижу, нет, не то. А вообще, мечты сбываются и часто очень неожиданно. Так, мечтал о партии Григория Грязнова в «Царской невесте». Этот спектакль у нас когда-то шёл, а затем его сняли с репертуара. Иногда просил концертмейстера исполнить Грязнова, например, партию с Любашей. Однажды говорю коллеге бас-баритону: «Собакина споёшь?». Он в ответ: «А что, мне интересно». Затем подключился дирижёр, получился отличный спектакль.
– Анатолий Дмитриевич, Вы упоминали о творческих зарубежных поездках. Где довелось побывать?
– Впервые за границу попал ещё в советские времена, в ГДР. Сегодня работаю в Германии достаточно часто, в основном в Баварии. Один спектакль пел в Австрии, в Зальцбурге. Затем Венгрия (Будапешт), Польша, Финляндия. Несколько раз выезжал в Швейцарию. Один спектакль был во Франции, в Тулузе. Участвовал в турне по Испании (Мадрид, Гренада, Севилья, Аликанте и другие небольшие города). Два спектакля состоялись в Португалии.
– Отличается ли опера так называемого постсоветского пространства от европейской?
– Если взять Европу, то она тоже очень разная. Казалось бы, Венгрия в музыкальных традициях близка с Польшей. У одних – Шопен, у других – Лист. Но венгры воспринимают музыку на большем эмоциональном уровне. Поляки более сдержанные, даже, скажем так, меркантильные. Хотя это слово не совсем подходит. Такое впечатление, что воспринимают игру артистов по принципу «не дорого ли я заплатил за билет?». Хотя европейцы относятся к опере как элитарному искусству, что подчёркивает баснословная цена билетов. Попасть на спектакль престижно, пустых мест в залах практически не бывает. Но всегда нужно помнить, что менталитет и отношение к театру формируются. Здесь многое зависит от позиции властей. Зачастую театр, а музыкальный, наверное, особенно, считают некоего рода излишеством. Мол, нам бы людей накормить. В этом случае, на мой взгляд, можно провести следующую параллель: один лепит халупу, лишь бы была крыша над головой, защита от дождя и снега, другой же строит добротный дом и при этом его вензелёчками расписывает, цветочки сажает, заборчик ставит. Понятно, какую характеристику можно дать каждому из хозяев. Если торчать носом в корыте и смотреть, что там – одна крапивка или ещё картошечка есть, звёзд не увидишь. Только когда человек перестаёт смотреть в землю, поднимает глаза всё выше и выше и тогда вот они, звёзды! Тогда только он и становится настоящим человеком.
– Безусловно, есть разница и в формировании труппы?
– У нас театр репертуарный. Это когда труппа является постоянной. В Европе же он, в основном, антерпризный – такая форма организации театрального дела, когда частный предприниматель собирает актеров для участия в спектакле. У меня, к примеру, репертуар порядка 20 оперных партий. Многие европейские певцы, не привязываясь к конкретному театру, работают с тремя-пятью особенно ходовыми. Но надо быть профессионалом экстра-класса, чтобы приглашали именно тебя.
– Наверное, когда собираешь лучших исполнителей, их уровню соответствует и материальная база…
– Ещё Станиславский совершенно справедливо говорил, что театр начинается с вешалки. Зритель ещё на подходе должен благоговеть. Когда же вид, скажем так, непрезентабельный, актёру даже на сцене от сидящих в зале трудно добиться благоговения. А вот, к примеру, в Финляндии приезжаю в небольшой городок с населением тысяч в сорок. Каждый кустик, к слову, там вписан в ландшафт. Как финны любят свою родину, свою природу, свою культуру! Нам учиться, учиться и учиться. И в этом городке прекраснейший, современнейший концертный зал, театр с суперсовременным сценическим оборудованием. Всё сверкает, блестит. Акустика великолепнейшая. Есть оркестр, хор, небольшая труппа и штат обслуги. Спрашиваю: «А на кого вы здесь работаете?». Ведь город небольшой и расположен практически километрах в ста от полярного круга. Оказывается, три раза в год здесь собираются оленеводы, лесоразработчики, и для них проводятся фестивали. Люди знают, что приедут и насладятся высоким искусством в прекрасном дворце. На это там средств не жалеют. Отсюда и другое отношение к театральному искусству у рядовых граждан. Во-первых, они испытывают в нём потребность. Во-вторых, им халтуру не подбросишь. Существует высокий критерий оценки, вызывающий со стороны исполнителей высокую критичность. То есть между зрителем и артистом существует взаимное уважение.
– Как-то не хотелось бы думать, что в наших странах опера нужна лишь горстке меломанов…
– Мне кажется, оперное искусство на постсоветском пространстве всё-таки вернулось за определённую точку невозврата, как бы парадоксально это ни звучало. Раньше в зале присутствовали в основном люди в возрасте. Сейчас, как и в церкви, в театре много молодёжи. В какой-то момент времени люди остались без идеала, героя, на которого можно равняться. Кумирами молодых и не очень стали бог весть кто. Так жить нельзя. Поэтому люди ищут духовную отдушину. И часто находят её в симбиозе прекрасных текстов и гениальной музыки, рассказывающих о лучших человеческих качествах. Со второй стороны, казалось бы, зачем идти в театр, если современная техника позволяет просмотреть или прослушать самые выдающиеся спектакли и голоса мира. Но есть вещи, которые может дать только театральная атмосфера. Её тонко чувствуют и зрители, и артисты.

Анатолий Измалков с сыном Дмитрием, бывшей женой Валентиной Москаленко и внучатой племянницей Дашей

– Знаю, что Вы не были на Родине уже 9 лет. Какие эмоции испытываете в Беларуси?
– Обычно от Смоленска уже не сплю. Начинают всплывать какие-то воспоминания, ассоциации. Даже запах кажется другим. Понимаю, какая разница – воздух и воздух. Всё равно другой.
Конечно, одно дело, когда ехал на Родину и были живы родители. И теперь, когда приезжаю на кладбище. Но всё равно каждый раз ощущаю эмоциональный подъём, волнение. Уже более 30 лет живу в Республике Коми. Но именно Беларусь воспринимаю как Родину, а Лиозно, как даже что-то большее – ядро, стержень. Поэтому и отношение особое.
– А что бы хотели пожелать землякам?
– Приятно в каждый приезд отмечать, что Лиозно меняется, хорошеет. Это замечательно, когда люди заботятся о своём родном городке. Однако, поездив немало по России и Европе, хочу сказать, что самое главное достоинство горпосёлка и Беларуси в целом – это люди. Трудно найти такое отношение друг к другу, к жизни. Горжусь и восхищаюсь. Желаю процветания. Белорусский народ этого достоен.
А ещё хочу передать привет всем своим одноклассникам, друзьям, знакомым. Кого-то удалось увидеть, кого-то – нет. Но всех помню, люблю.
– И напоследок, Анатолий Дмитриевич, поделитесь, пожалуйста, секретом успеха.
– Вы думаете, я его знаю? Народная мудрость утверждает: «Терпение и труд всё перетрут». Но я бы сказал: «Не изменяйте своей мечте». Если альтернативой будет кусок пожирнее, не наступайте ради него на горло собственной песне. Да, может и получите, как говорится, всё и сразу, но, во-первых, зачем человеку лишние материальные блага, и, во-вторых, что делать, если душа просит другого. Сидит человек в парче и злате, а всё вокруг надоело, ненавистно и скучно. В душе же, как в том мультфильме: «А мне летать, а мне летать охота».
Елена РЕТНЁВА.
Любимая музыка.
– Понятно, что не попса, или, как я их называю, папуасы. Огромное наслаждение доставляет Паваротти. Но бывает и так, что долгое время не слушаю ничего. Или, включив диск, не пассивно внимаю музыке, а препарирую, как взята нота, как проведена фраза.
Настольная книга.
– Очень хотелось бы сказать – Библия, но, увы, совру. Читаю, конечно же, и духовную литературу, но чаще всё же то, что нужно по работе. Например, готовя партию Куратова, познакомился не только с его поэзией, но и залез в историю, быт, чтобы не выглядеть профаном. Если пою того же «Севильского», не могу не перелопатить Бомарше или биографию Россини. Стал готовить графа Альмавива в «Свадьбе Фигаро», и так много знал о Моцарте, но пришлось покопаться в источниках снова. А ещё очень люблю поэзию Лермонтова. Часто перечитываю под настроение.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости
Предыдущая новость

Следующая новость

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Связанные новости