Когда началась великая Отечественная война, жителю деревни Выходцы В.П. Болтунову было всего четыре года. Многие детские воспоминания с годами стёрлись из памяти, но душевные эмоции и впечатления и в восемьдесят семь лет будоражат душу.

Болтуновы из деревни Болтуны

То и дело вытирая ладонями слёзы, Виктор Павлович неспешно ведёт свой рассказ. Он был седьмым, младшим ребёнком в дружной крестьянской семье Агриппины Ивановны и Павла Прокоповича. Жили в деревне Болтуны. Отец прошёл Финскую и Первую мировую войны, и казалось, миру и счастью не будет конца. Уже обзавёлся семьёй самый старший сын, Семён. Пошёл служить на западную границу Советского Союза, во Львов, Иван. Летом 1941-го родные с нетерпением ждали его возвращения. Но двадцатилетний паренёк пропал без вести в первый месяц войны.

Недаром говорят, что беда не приходит одна. Многие мужчины покинули родные дома, чтобы защищать их на фронтах Великой Отечественной, в том числе и Семён Болтунов. Осенью 1942-го немецкие оккупанты вместе со своими пособниками полицаями собрали жителей деревни, отобрали скот и погнали пешком в неизвестность. Маленький Витя где шёл сам, где был на руках у отца и не понимал, что происходит. Прошли Ореховск, добрались до Уручья. Рядом были мама, сёстры Паша, Оля и Катя, брат Вася, тётя, двоюродные сёстры и братья. Но чувство тревоги всё возрастало. В Уручье людей погрузили в вагоны. Виктор Павлович не помнит, как ехали и сколько времени провели в пути. Через некоторое время оказались в Граце. Однако увидели не старинный австрийский город с красивыми ухоженными улочками, а один из многих тысяч фашистских лагерей: бараки, холод, голод и смерть. Представьте себе пятилетнего ребёнка, на глазах у которого каждый день двуногие нелюди в военной форме, как дрова, забрасывают в грузовики умерших пленников.

– А я всё это видел своими глазами, – говорит Виктор Павлович. – Помню, постоянно мёрзли ноги. Обуви у меня никакой не было, и все четыре года ходил босиком. Спустя некоторое время нас перевели в другой лагерь. Он находился в городе Инсбрук. Отец с утра до ночи работал на заводе, мама убирала в столовой. Кроме русских, в лагере были итальянцы и французы. Кормили их лучше, чем нас. Даже давали макароны. Мы про такую еду и не мечтали. Основная пища совестких узников – это кормовые бураки. Чувство голода не покидало никогда. Не знаю, за что, но однажды немец ударил маму в лицо и выбил зубы.

Навсегда врезался в память день, когда на территорию лагеря стремительно, смело и уверенно, сбив на полном ходу ворота, ворвался советский танк. Радости не было предела!

Возвращение к родным пепелищам

Истощённые, измождённые фашистской неволей пленники несколько долгих месяцев возвращались домой. Не терпелось увидеть деревню, почувствовать под ногами тепло родной земли, ощутить её аромат… На железнодорожную станцию в Лиозно приехали поздно ночью. Отец нашёл человека с конём, и Болтуновы доехали до Барсеево на телеге. Оставалось совсем чуть-чуть до родного дома, в котором когда-то, в какой-то другой жизни, всегда пахло свежеиспечённым хлебом, звучали звонкие детские голоса и смех. Но кругом была выжженная дотла земля, руины и горький запах дыма. И на полях таблички: «Осторожно! Мины!». И на месте Болтунов – одни пепелища…

Поселились в немецкой землянке в деревне Озерище. Находилась она в трёх километрах от Ситно. Выжили только благодаря щавелю и крапиве. Другой еды не было. Витя с другими такими же сверстниками «ходил по старцам» – кто что подаст. Рады были даже и одной картофелине.

Вернулся без руки и с покалеченной ногой Семён. Павел Прокопович изо всех сил старался помочь старшему сыну построить дом. Инструментов не было никаких. Дело заспорилось, когда удалось раздобыть топор. Вскоре семья Семёна перебралась из землянки в новую хату. А вот построить дом себе глава семьи не успел. Его здоровье и здоровье супруги было настолько подорвано событиями последних лет, что они ушли один за другим в 1947. Агриппина Ивановна – 21 июня, Павел Прокопович – 19 августа. Примечательно, что родились они тоже в один, 1881-й, год.

В десять лет Витя остался сиротой. Маму заменила шестнадцатилетняя сестра Катя. В этот же год мальчик стал первоклассником Веретейской начальной школы.

– Школа – это громко сказано, – говорит В.П. Болтунов. – Размещалась она просто на дому. В одной из комнат вдоль стола расставляли деревянные лавки, и мы слушали нашу первую учительницу Ольгу Максимовну Болтунову. – Бумаги не было, чернила варили из лесных ягод. В пятый класс ходили в Осинторф. Однажды зимой, возвращаясь домой на лыжах с товарищем Николаем Симоненко, встретили стаю волков. Было очень страшно. К счастью, они нас не тронули, хотя и провожали некоторое время. Потом открыли школу в Белом Бору. И седьмой, выпускной свой класс, я окончил там.

«Касіў Ясь канюшыну…»

После завершения учёбы Виктор сразу же устроился в колхоз «Ленинец». Выполнял абсолютно любые работы – и лес валил, хотя щупленькому мальчишке едва хватало на это сил, и подвозил на коне семена к сеялкам. Однажды на глазах у паренька подорвался на мине трактор. Тракторист Владимир Войтеховский и бригадир, фронтовик Пётр Петрович Скарсан оказались под его обломками. Виктор не растерялся, перетащил их на телегу и отвёз в медпункт, где молоденькая фельдшер перевязала раны и вызвала скорую помощь. К счастью, товарищи выжили.

Виктору было двадцать лет, когда, как в знаменитой песне про Яся, во время сенокоса познакомился с будущей женой, Зинаидой Фёдоровной. Она также была младшей, одиннадцатой, в большой семье. Отец умер в год её рождения, и детство девочки было не менее тяжёлым, чем у Виктора. В этом же, 1957-м году, молодые люди поженились и переехали в дом, построенный руками Виктора. Здесь они душа в душу прожили более шестидесяти лет.
Виктор Павлович трудился трактористом. Некоторое время в связи с травмой – учётчиком, а затем снова, даже и на пенсии, вернулся на трактор. Супруга всю жизнь работала в полеводстве. Родили и воспитали двоих детей. Николай Викторович служил в милиции, сейчас живёт в Витебске. Раиса Викторовна работала швеёй-мотористкой на фабрике художественных изделий в Бешенковичах. На сегодняшний день у В.П. Болтунова – четверо внуков и пятеро правнуков. К сожалению, четыре года назад Зинаида Фёдоровна ушла из жизни. Всё это время дети поддерживают отца и заботятся о нём. По тому, как бережно сын и дочь относятся к папе, видно, что нечеловеческие испытания, выпавшие на долю, не сломили, не искалечили его душу. Маленький узник фашистского концлагеря вырос хорошим человеком и настоящим мужчиной. И не прав тот, кто утверждает, что мужчины не плачут. Есть и в большом мужском сердце раны, которые не заживают никогда.

– Больше всего на свете хочу, чтобы дети и внуки не узнали, что такое война, – говорит Виктор Павлович. – Пусть небо над нашей Беларусью всегда остаётся мирным, а души наполняются любовью к родине.

Ольга Пинчук.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости