НОВОСТИ
1 минута для чтения
27

Воспитательная работа в сельской школе

5 января, 2011
0
Воспитательная работа в сельской школе
Воспитатель О. В. Свистунова со своими подопечными

Чем отличается сельская школа от городской? Ответ на этот вопрос прост: количеством. Обучающихся в них детей, работающих там педагогов. А ещё только на селе можно найти учебно-педагогический комплекс «школа-сад», успешно справляющийся с задачами и по воспитанию дошколят, и по обучению младших школьников. Кроме того, отличительной чертой таких школ является то, что все здесь – и взрослые, и дети – живут одной дружной семьёй и относятся ко всему бережно, с любовью. Именно такой я и увидела Стасевскую начальную школу-сад.
Сегодня это учреждение уже не может похвастать былой численностью. В 1980-м, когда в деревне Стасево был построен детский сад (в здании сейчас располагается учебный комплекс), его стены наполнили звонкие голоса 60 малышей. В конце 2010-го здесь всего 12 дошколят и 6 школьников, с которыми работают пять педагогов и шесть человек обслуживающего персонала.
– Когда меня направили сюда после педколледжа в 1996 году, сразу предложили возглавить коллектив начальной школы, – рассказывает директор учреждения Н. П. Захаревская – А уже в 2007-08 учебном году после объединения с детским садом стала руководить всем учебно-педагогическим комплексом. В то время здесь обучалось 38 детей только в самой начальной школе. Конечно, сердце начинает болеть, когда видишь, что с каждым годом малышей становится всё меньше и меньше. Вот и в этом учебном году в первый класс никого не набрали.

Т. Г. Барановская и её третьеклассницы

Однако, коллектив начальной школы-сада надеется на возрождение села, а значит и школы. В рамках строительства агрогородка в населённом пункте созданы все необходимые условия для комфортного проживания. Приведены в порядок объекты социальной сферы: Дом культуры, комплексный приёмный пункт, ФАП, приобрела современный вид торговая точка. Тогда же было отремонтировано и здание школы. А уют и тёплая домашняя атмосфера внутри создана уже руками педагогов.
Что такое начальная школа? Это первый маленький шажок во взрослую жизнь: здесь учат поступать осознанно, принимать решения, узнавать доселе скрытое и непонятное. А ещё это продолжение детства, игр и развлечений. И об этом хорошо помнят учителя. Поэтому каждый уголок и кабинет они обустроили с теплотой и любовью к тем, кто проводит здесь большую часть своего времени. Бесчисленное множество элементов национального колорита, предметов художественного творчества и масса изделий, созданных собственными руками. Особенно понравился «Беларускі куток», оформленный в детской спальне.
– Таким образом мы пытаемся приобщить наших воспитанников к национальной культуре, – проводит экскурсию по зданию Наталья Петровна. – Знакомим с историей и бытом белорусских крестьян. Хотя почти все семьи наших малышей живут в частных домах, большинство экспонатов девчонки и мальчишки увидели впервые у нас. Например, печку, чугунок или ухват.
Многое из учебного процесса и внешкольной деятельности ничем не отличается от того, как это организовано в других школах и детских садах. Но есть и некоторые отличия. Например, много внимания в Стасевской начальной школе-саду придают развитию художественных способностей детей. Здесь работает кружок изобразительного искусства для воспитанников всех возрастов, и куда с удовольствием приходит большинство маленьких стасевцев. А к музыке и вокальному мастерству в агрогородке вообще отношение особое. Вспомните, как часто на сцене районного Дома культуры слышали выступления самодеятельных артистов Стасевского ДК. Так вот некоторые из них начинали петь, ещё будучи воспитанниками именно этого сада. Любовь к музыке им прививала одна из опытнейших воспитателей учреждения, музыкальный руководитель О. В. Свистунова.

В "Беларускім кутку"

– Ежегодно в стенах нашего заведения появляется своя, пусть небольшая, но звёздочка, – делится Ольга Владимировна. – Детки с удовольствием приходят петь. Ведь в душе артистом хочет стать каждый. А я стараюсь заниматься со всеми желающими. При этом понимаю, что профессионалами становятся единицы. Да и задачи такой не ставлю. Главное – снять чувство закрепощённости, страха перед сценой, большой аудиторией. А умение петь и чувствовать ритм им обязательно пригодится в будущем.
Практически весь коллектив учебно-педагогического комплекса – педагоги с солидным стажем. Есть свои «старожилы». К примеру, воспитатель Т. А. Свистунова и Ольга Владимировна, о которой речь шла выше, трудятся в детском саду со дня его основания. У учителей начальной школы стаж поменьше, но опыта тоже не занимать – за плечами более полутора десятка лет педагогической деятельности. Т. Г. Барановская – классный руководитель третьего класса, состоящего из двух учениц – Полины и Лизы. Эти третьеклассницы – надежда школы, активные участницы республиканской олимпиады по русскому языку, художественной самодеятельности. И вообще, любознательные, стремящиеся к знаниям девочки. Они с удовольствием изучают иностранный язык, который им преподаёт их классная. Лиза и Полина искренне верят в Деда Мороза и ждут на Новый год от него в подарок мягкие игрушки и конфеты. А к приходу зимнего гостя подготовили своими руками ёлочки и игрушки, которыми украсили свой класс.
– Я здесь работаю с 2000-го года, – говорит Татьяна Геннадьевна. – Живём с мужем в Витебске. Он трудится там, а я каждый день езжу туда-обратно. У меня была возможность устроиться в областном центре. Но, знаете, настолько привыкла, влилась в дружный коллектив школы, что даже ежедневные поездки не в тягость.
Во втором классе, к которому в этот день присоединились четвероклассники, шёл урок математики. Его проводила Л. В. Селюкова. Ей, как, собственно, и всем учителям, работающим в малокомплектных школах, не привыкать к интегрированному обучению. Ведь практика индивидуального подхода вырабатывается в таких школах поневоле и имеет свои результаты. В прошлом году ученик Людмилы Владимировны победил на районном этапе республиканской олимпиады по математике среди учащихся четвёртых классов.
Всё это – положительные моменты, присутствующие в сельских школах. А вот то, что на селе немало детей, находящихся в социально-опасном положении, тенденция, безусловно, негативная. Не является исключением и Стасево. Здесь из 18 воспитанников начальной школы-сада таких ребятишек семь.
– Есть и семьи, как говорится, находящиеся на грани зачисления в СОП, – отмечает директор. – Но мы делаем всё возможное, чтобы им помочь, разговариваем с родителями, пытаемся убеждать нерадивых мам и пап в том, что их поведение преступно по отношению к детям. А перед различными комиссиями до последнего отстаиваем их интересы в надежде, что сделанное и сказанное не будет напрасным.
То, что в школе немало таких родителей, сводит на нет и участие их в общественной жизни учреждения, ремонтах и т.д. Если, к примеру, в городских школьных и дошкольных учреждениях активно привлекаются средства мам и пап учащихся для приведения в порядок классов, покупки пособий, необходимого оборудования, то в Стасевской начальной школе-саду в этих целях используются только те собственные средства, которые собраны коллективом учебно-педагогического комплекса.
– Конечно, в любой работе, а тем более педагогической, не избежать сложностей, – сказала в заключение Н. П. Захаревская. – Но они теряются на фоне того положительного заряда и эмоций, которые получаешь от общения с детьми. И с каждым годом я убеждаюсь: школа – это моё. То место, куда хочется возвращаться каждый день.
Покидая стены Стасевской начальной школы-сада, я спросила у малышей, нравится ли им сюда приходить. И, услышав многоголосое дружное «Да!», почему-то ни секунды не усомнилась в их искренности.
Людмила БИРЮЛЬКОВА

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Связанные новости