Заговорят ли дети по-английски?
Иностранный язык всегда оставался эдакой «тёмной лошадкой» среди школьных дисциплин, обуздать которую удавалось далеко не каждому выпускнику школы. А тем, у кого всё же получалось освоить необходимый минимум, применить его было достаточно сложно, поскольку оказывалось, что полученных знаний недостаточно ни для общения, ни для профессиональной деятельности. Но в современной жизни умение «шпрехать» и «спикать» приобретало всё большее значение. Школа пыталась приспосабливаться. К примеру, количество часов, отведённых на обучение иностранному языку, увеличивалось с часа в неделю до двух и, наконец, до трёх с нынешнего сентября. А к концу 2012-2013 учебного года выпускники средних школ должны существенно развить навыки устной речи. Это проверит выпускной экзамен, предусматриваемый изменениями в программе, которые вступили в действие с 1 сентября текущего года. Были введены и другие новшества. Поможет ли всё это детям заговорить, мы поинтересовались у опытных учителей иностранного языка СШ № 1 г.п. Лиозно Т. Е. Соболевой и Л. Н. Громовой.
Корр.: Помимо увеличения нагрузки до трёх часов в неделю, что ещё изменится в преподавании иностранного языка?
Т.Е.: В первую очередь, конечная цель. Если раньше внимание равномерно распределялось между грамматикой и устными видами речевой деятельности, то теперь основной упор делается именно на коммуникативный аспект изучения иностранного языка. То есть во главу угла, наконец-то, ставится практическое применение знаний. Для успешного достижения этой цели предусмотрено деление класса на три группы количеством учащихся не более десяти человек. А с 2012-2013 учебного года – обязательный экзамен за курс средней школы. В соответствии с новой программой, изданы учебно-методические комплексы для разных ступеней обучения.
Корр.: На Ваш взгляд, поможет ли всё это заговорить школьникам к концу одиннадцатого класса на иностранном языке?
Т.Е.: Мне кажется, предпринятых мер при наличии хороших учебников будет вполне достаточно.
Л.Н.: А я считаю, что без создания языковой среды, причём не только на уроке, но и в повседневной жизни, владеть устной речью будет сложно. А создать её можно только с поддержкой государства. К примеру, как это практикуется в странах Западной Европы: на телевидении должны существовать каналы, фильмы, передачи для зрителей разных возрастов на иностранном языке и так далее. Это поможет и тем, кто уже закончил школу, что называется, сохранить язык. Ведь у иностранного языка есть такое свойство – без практики он очень быстро забывается. Ещё один помощник – книга. Хотелось бы, чтобы литературу на английском и других языках можно было купить и в нашем книжном магазине.
Корр.: Не менее важным, на мой взгляд, является и наличие достаточного количества подготовленных педагогических кадров. Насколько мне известно, как раз с этим в районе имеются трудности. В частности, из-за недостатка учителей в СШ № 1 деление на группы осталось традиционным: две или даже одна, количеством, доходящим до 17 человек…
Т.Е.: Это правда. Даже при делении классов на две группы, нагрузка на пять учителей иностранного языка в нашей школе достаточно высокая – 30 и более часов в неделю. В таких условиях, безусловно, о трёх группах речи быть не может. А значит, где-то снизится эффективность занятий.
Л. Н.: Хочется сказать ещё об одном важном моменте – мотивации. Сегодня границы государства открыты для путешествия во все концы света. И куда бы ты ни поехал, иностранный язык даже на элементарном уровне пригодится. А с введением обязательных выпускных экзаменов, считается, что мотивация повысится, что, безусловно, подстегнёт школьников к изучению иностранного языка.
Корр.: Одним из проблемных вопросов преподавания иностранного языка является отсутствие преемственности между школой и вузом. Это важно для тех, кто будет при поступлении сдавать экзамен по иностранному языку. Изменится ли что-либо после введения новой программы?
Т.Е.: Очень на это надеемся. Пересмотр требований к знаниям иностранного языка при поступлении и согласование их со школьным курсом, на мой взгляд, давно назрел. Пока что расхождения были существенными. Будут ли что-либо менять вузы, пока не известно. Как, впрочем, и то, что будет представлять из себя экзамен через два года. В настоящее время лингвистическим университетом разрабатываются требования. Предполагается, что это будет проверка сформированности устной речи, а в центре внимания будут понимание прочитанного и говорение на его основе. Звучит очень похоже на требования к предыдущим экзаменам. Разница только в том, что в последние годы внимание школьной программы равномерно распределялось на несколько видов речевой деятельности: говорение, чтение и аудирование, а также грамматические навыки, а требовалась для ЦТ в основном грамматика, то теперь, как мы уже говорили, всё внимание будет обращено на устную речь. И если ситуация сохранится такой, какой она существует в настоящее время, то, конкурентоспособность выпускников таких школ, как наша, снизится.
Корр.: А как же факультативы? Ведь на них можно ликвидировать пробелы в знаниях.
Л.Н.: Разумеется, факультатив – один из эффективных способов получения дополнительных знаний, поскольку, в первую очередь, сюда приходят заинтересованные учащиеся. Но есть здесь и свои минусы. Главный – за 45 минут в неделю к централизованному тестированию по грамматике подготовиться невозможно. К тому же, на них отсутствует дополнительный стимул для овладевания знаниями – отметки, а также домашнее задание.
Корр.: До экзамена ещё два года. Будем надеяться, что все спорные вопросы урегулируются и просчитаются специалистами. А пока, возможно, акцент на устную речь облегчит самим учащимся изучение иностранного языка?
Л.Н.: Трудно сказать, будет ли это легче. С уверенностью можно говорить, что это будет совсем по-другому. В более сложной ситуации окажутся учащиеся уже в течение нескольких лет изучавшие язык – им придётся перестраиваться. Особенно девятиклассникам, которым предстоит сдавать устный экзамен, а новых учебников, которые настраивали бы их на языковую среду, не предусмотрено. Впрочем, как показывает практика, школьники охотнее работают над устной речью, чем со скучными и сложными грамматическими правилами и упражнениями.
Корр.: Ну и, безусловно, многое будет зависеть от мастерства и добросовестности учителя, которому тоже придётся менять формы работы в соответствии с новой программой и требованиями.
Людмила БИРЮЛЬКОВА.
Популярность: 2%
Поделиться в соц. сетях
- Blink
- del.ici.ous
- Digg
- Furl
- Simpy
- Spurl
- Y! MyWeb
- БобрДобр
- Мистер Вонг
- Яндекс.Закладки
- Текст 2.0
- News2
- AddScoop
- RuSpace
- RUmarkz
- Memori
- Закладки Google
- Писали
- СМИ 2
- Моё Место
- Сто Закладок
- Ваау!
- Technorati
- RuCity
- LinkStore
- NewsLand
- Lopas
- Закладки - I.UA
- Connotea
- Bibsonomy
- Trucking Bookmarks
- Communizm
- UCA
В наш бешеный век ради сохранения психического здоровья детям упрощать программы нужно, а не загружать мозг ненужными знаниями. Ведь более, чем половине выпускников школ знание иностранного языка в принципе вообще никогда не пригодится. А те, у кого есть способности и желание , пусть бы его изучали и сдавали.
А кто и в каком классе будет оценивать способности и желания? Учителя и сами дети? Классе в третьем? А как разглядеть будущее человека, чтобы уж точно определить: нет, иностранный язык ему никогда не понадобится. Кто возьмет на себя такую ответственность? В таком случае стоит и другие предметы рассортировать на нужные и ненужные. Мне вот химия, например, за 20 лет послешкольной жизни ни разу не пригодилась. И помню из неё разве только что вода — это H2O. А в свое время знала её на твердую пятерку. Вопрос, на мой взгляд, в другом: как организовать учебный процесс, чтобы дети ходили в школу пусть не с радостью, но хотя бы не как на каторгу.
Английский язык несомненно нужен,но у некоторых школьников есть более важные предметы :физика ,матем ,химия и т.д.Я школьник вскоре 11 класса должен учить 25-30 тем по английскому ,думать какие мне будут задавать вопросы так еще им и этого мало-понять текст на английском.И все это перед ЦТ!!!Когда же мне учить предметы по ЦТ??? НОЧЬЮ???