Как известно, история не существует сама по себе. Она состоит из самых разных событий, имевших место в тот или иной период времени и отражённых в произведениях искусства, написанных книгах, отснятых фильмах. Любая ушедшая эпоха — это ещё и личности, люди, которые стали её опознавательным знаком, её лицом.
Если говорить о советском периоде жизни, то здесь всё вышесказанное в немалой степени относится к артистам кино, кумирам прошлых лет, к тем, на кого хотелось равняться, кому хотелось подражать.
Рассказу о некоторых из них, их творческой и личной жизни и посвящается данный цикл статей, публикуемый в рамках культурно-просветительного проекта, ставящего своей целью вернуть уже частично забытые имена, напомнить читателям о выдающихся страницах летописи отечественного кинематографа.
Вместо предисловия
В школьные годы я, как и многие мои ровесницы, коллекционировала фотооткрытки с изображением популярных артистов советского экрана. С интересом рассматривала их в сводное время, знакомилась с перечнем фильмов на обороте. Вскоре пришло желание узнать об этом увлекательном виде искусства и его кумирах как можно больше. Читала специальные журналы, старалась не пропускать ни одной новой картины.
Во многом пополнить свои познания в данной области помогла и учёба на журфаке БГУ, где курс по истории киноискусства преподавала наша известная землячка Е. Л. Бондарева. И хоть специалистом в данной сфере не стала, кино прочно вошло в мою жизнь.
Ниже помещена моя статья об одной из самых популярных актрис минувшего столетия, любимице миллионов кинозрителей Любови Орловой.
Любовь ОРЛОВА: стала символом советского кино
40 лет назад ушла из жизни Любовь Орлова
Она ворвалась с экрана в бурную, наполненную энтузиазмом советскую действительность начала 30-х годов словно сгусток неуёмной энергии, веселья и озорства, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. На неё хотелось смотреть, не отрывая взгляда, ей хотелось подражать. Казалось, что она, эта хрупкая девушка небольшого росточка, олицетворяла собой само время – время перемен и обновления.
Уже ушли в прошлое экзальтированные актрисы немого экрана с их ненатуральными жестами и постоянным ломанием рук и закатыванием глаз. Потребовались иные лица, иной типаж, для которого были бы характерны простота, естественность, достоверность образа. К тому же как раз в это время кино как молодой вид искусства стремилось составить достойную конкуренцию театру, привлечь на свою сторону зрителя. Требовались яркие личности на экране, способные увлечь и привлечь внимание сидящих в зале, завоевать их сердца. Именно в этот период и началась кинематографическая деятельность героини моего повествования.
Но обо всём по порядку.
Родилась Любовь Петровна Орлова, актриса театра и кино, пианистка, певица и танцовщица, 11 февраля (29 января) 1902 года в подмосковном Звенигороде. Отец, Пётр Фёдорович, был потомственным дворянином, служил по военному ведомству, имел высокие царские награды. Из старинного дворянского рода происходила и её мать, Евгения Николаевна Сухотина, состоявшая в дальнем родстве с Л. Н. Толстым. В доме бережно хранилась книга «Кавказский пленник» с собственноручной подписью писателя, подаренная девочке.
Несмотря на «дворянскую кость», Любе пришлось испытать немало трудностей в ту пору, когда в стране, где к власти пришли большевики, царили голод и разруха. Чтобы как-то выжить, в семнадцатом году девушка уехала к тётке в Воскресенск. Каждое утро отвозила в Москву молоко, замерзающими руками возилась с тяжёлыми обледеневшими бидонами, а поздним вечером, трясясь от страха, возвращалась с деньгами со станции. Словом, физический труд был знаком ей не понаслышке. Но судьба уготовила Любови Орловой совершенно иную стезю…
Артистические задатки проявились у Любочки Орловой очень рано. Эти её необыкновенные способности были замечены самим Фёдором Шаляпиным, увидевшим однажды малышку в роли Мышки в домашнем спектакле. Великий певец предсказал девочке в будущем грандиозный успех на сцене. Но подчиняясь воле родителей, желавших, чтобы их дочь стала пианисткой, Люба окончила музыкальную школу. Затем была учёба в консерватории по классу фортепиано (в 1919-1922 годах). Закончить это заведение не позволило сложное материальное положение семьи. Но даже те немногие навыки музыкальной культуры, которые девушка успела здесь получить, очень пригодились ей впоследствии.
Но ещё в большей степени Любови Орловой помогли освоить навыки выбранной профессии занятия на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), который она закончила в 1926 году. Параллельно брала уроки актёрского мастерства у режиссёра Художественного театра Е. С. Телещивой. Была в её биографии и ещё одна скромная альма-матер – хореографическая студия Франчески Беаты, где девушке особенно удалось развить свой пластический талант, чувство ритма, а главное, приучить себя ежедневно становиться к станку, заботиться о своем теле. До конца жизни Любовь Петровна хранила узкий кожаный ремешок, своеобразный эталон, чтобы и в семьдесят, как в двадцать – в талии не более 43 сантиметров.
Целеустремленности и настойчивости в достижении поставленной цели, которые были свойственны моей героине, можно только позавидовать. Ведь одновременно с учёбой девушка преподавала музыку, работала тапёром (занималась музыкальным сопровождением немых фильмов) в московских кинотеатрах. Безусловно, была нелегко. Но она старалась всюду успеть, везде выложиться по полной программе. Её, в хорошем смысле слова, настырность, желание быть в первых рядах помогли вчерашней выпускнице театрального вуза, принятой после получения диплома хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, не затеряться среди рядовых исполнителей, стать заметной даже на общем фоне.
Подарком судьбы Любовь Орлова может смело считать для себя встречу с кинорежиссёром Григорием Александровым, которая состоялась в 1933 году, когда по настоянию друга тот пришёл посмотреть постановку оперетты Жака Оффенбаха «Перикола», где Любовь Петровна блистала в главной роли. На мэтра кино произвели неизгладимое впечатление не только уникальный талант молодого дарования, но и её привлекательная внешность, которой он был буквально пленён. Они познакомились. С того дня Григорий Васильевич уже точно знал, кому он доверит роль Анюты в своём новом фильме.
Первая в Союзе музыкальная кинокомедия явилась таковой не только для её создателя, режиссера, но и для его соратника по совместной работе, композитора Исаака Дунаевского. Главного героя, пастуха-музыканта, а впоследствии руководителя джазового оркестра Московского мюзик-холла Костю Потехина великолепно сыграл всем хорошо известный артист и певец Леонид Утёсов.
Что касается самой Любови Орловой, то хоть лирико-комедийная роль домашней работницы Анюты не стала её дебютом в кино (до этого она уже снялась в двух фильмах), но именно эта картина позволила ей на следующий день после премьеры проснуться знаменитой. Всё потому, что молодая актриса вложила в работу всю свою душу, полностью отдалась роли, словно бы слившись с образом своей героини.
Ну как не поверить в искренность страданий Анюты от неразделённой любви к Косте, не замечающему её чувств к нему и увлечённому другой. Ведь так проникновенно петь о любви может далеко не каждый. Стилистика данного кинематографического жанра такова, что здесь грустное и весёлое соседствуют рядом.
А как неподражаемо прекрасно выглядит Орлова в финале фильма во время исполнения своей коронной песни! Так же естественно и грациозно двигается она по сцене в танце вместе с эпатажным кучером под залихвацкое « тюх-тюх, тюх-тюх, разгорелся наш утюг…».
Нет ничего удивительного в том, что и сам фильм, и его герои пришлись по сердцу не только советскому, но и зарубежному кинозрителю.
Говоря о комедийном таланте вышеназванной актрисы, нельзя не припомнить ещё одну замечательную кинокартину с её участием – «Волга-Волга», созданную в 1938 году всё тем же Григорием Александровым, ставшим для Любови Орловой не только основным работодателем (он снимал её во всех своих фильмах), но и верным, преданным супругом.
Скромная письмоносица Дуня Петрова по прозвишчу «Стрелка», сочинившая прекрасную песню, но скрывающая свое авторство, в её исполнении выглядит очень забавной и обаятельной. И в то же время она настойчива и неугомонна, готова идти к поставленной цели до конца. Такой и должна быть, по мнению авторов, современная советская девушка.
Тот факт, что комедийный талант Л. П. Орловой свободно сочетался с драматическим, подтверждает её участие в музыкальной кинокартине «Цирк» (1936 г.). Горькая история американской циркачки Марион Диксон, гонимой и осуждаемой у себя на родине за то, что она родила ребёнка от чернокожего мужчины, нашла своё счастливое продолжение в Советском Союзе, где равны люди всех рас, наций и национальностей. Яркое тому подтверждение – финальная сцена коллективного исполнения колыбельной с бережной передачей спящего ребёнка с руки на руки.
К сожалению, неудачей обернулся фильм «Скворец и Лира», снятый Григорием Васильевичем в 1974 году, но так и не вышедший в прокат. В какой-то степени виной тому стало желание его глубоко обожаемой супруги всегда оставаться молодой и представлять себя именно такой. О своей внешности Любовь Петровна заботилась неустанно: импортная косметика, новейшие медицинские средства, регулярные подтяжки кожи лица – процедура, которая с её лёгкой руки впоследствии вошла в моду среди дам преклонного возраста. Но природу и время трудно обмануть. Вот и в последней картине своего мужа, где Любовь Орлова вместе с Петром Вельяминовым сыграли советских разведчиков-нелегалов, актрисе не удалось справиться с ролью молодой женщины. Безусловно, сложно сделать это в преклонном возрасте. Не помогли и всевозможные киношные хитрости: грим, свет и т.д. Говорят, что увидев себя на экране, Орлова очень сильно расстроилась и запретила кинокартину к показу.
По другой версии, фильм положили на полку по указанию КГБ, что было связано с некоторыми политическими реалиями того времени. К сему добавились нелицеприятные отзывы критиков, углядевших в картине ряд несоответствий и расхождений с действительностью. После смерти актрисы Григорию Васильевичу предлагали снять «арест» со своей киноработы, но он не стал этого делать, выполняя, по его словам, волю умершей супруги. «Скворец и Лира» лишь однажды были показаны по телевидению в 1996 году.
Так сложилась судьба Л. П. Орловой, что в 60-70-х годах артистическая и театральная карьера первой звезды экрана постепенно пошла на спад. Она, когда-то не уступавшая первенства своим не менее популярным подругам по цеху, таким, как Марина Ладынина, Лидия Смирнова, стала всё реже сниматься в кино, да и на театральных подмостках появлялась нечасто. Но тем не менее, ей ещё удавалось по-прежнему порадовать зрителя отдельными удачными работами.
Общий вклад в советский кинематограф Любови Орловой, которая до середины прошлого столетия лишь снималась в кино, не занимаясь никаким иным видом деятельности, и в творческом арсенале которой участие в таких известных фильмах, как «Светлый путь», «Весна», «Встреча на Эльбе», а также «Мусоргский», «Композитор Глинка», «Русский сувенир» и других, очень важна и значима. Он высоко оценён государством и народом.
Л. П. Орловой в 1935 году было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В 1947 году она стала народной артисткой РСФСР, а в 1950-м – народной артисткой СССР. Была лауреатом двух Сталинских (Государственных) премий первой степени. Была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и другими наградами. Неоднократно получала специальные призы на международных кинофестивалях, достойно представляя там нашу страну и отечественный кинематограф.
Умерла Любовь Петровна Орлова незадолго до своего 73-летия, 26 января 1975 года, от рака поджелудочной железы. Близкие, оберегая её, тщательно скрывали от примадонны кино истинный диагноз, и она, пребывая в неведении, до последнего дня надеялась на благополучный исход. Прах Любови Петровны покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, где на её могиле воздвигнут великолепный памятник, а на доме, где она жила, установлена памятная доска. В честь Л. П. Орловой была выпущена памятная марка. Её именем назван один из круизных теплоходов.
И всё-таки лучшим памятником этой замечательной женщине, ставшей своеобразным символом советского кино периода его становления и развития, можно считать, на мой взгляд, не проходящую всенародную любовь к ней и безмерную признательность зрителей. Хотелось бы, чтобы и молодое поколение знало и помнило это имя, навсегда вписанное золотыми буквами в историю отечественного кинематографа.
Татьяна Самуйлова: улетевшая вместе с журавлями
Год назад, в день своего 80-летия, этот мир покинула Татьяна Самойлова
Говорят, что первую половину жизни человек работает на своё имя, а вторую – имя работает на него. Действительно, чтобы стать значимым, добиться авторитета и признания, нужно немало потрудиться на протяжении не одного десятка лет, а иногда даже и в течение всего жизненного пути. Но случаются, пусть и нечасто, совершенно противоположные ситуации, когда успех и слава приходят к человеку сразу и его звезда ярко загорается на небосклоне достигнутых свершений, чтобы сиять там всегда. Вот такой звездой первой величины на отечественном кинематографическом горизонте уверенно засияла в середине прошлого века актриса кино Татьяна Самойлова. Это был беспрецедентный случай – в 1957 году лауреатом Гран-при «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля впервые стала картина, созданная советскими кинематографистами, которая произвела настоящий фурор в мировой киношной среде, – «Летят журавли». Советская! Такое случилось только однажды за всю историю проведения вышеназванного форума, что лишний раз подчёркивает, какую высокую планку удалось преодолеть авторам фильма.
Но, пожалуй, не с меньшей радостью было встречено нашими людьми известие о том, что главная героиня этой успешной киноленты, молодая актриса Татьяна Самойлова за лучшую женскую роль была признана лауреатом Премии жюри ХІ Каннского кинофестиваля “Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса». И, правда, как можно было не поддаться обаянию этого красивого юного лица, обрамлённого копной роскошных волос, этому загадочному взгляду раскосых очей со слегка приподнятыми кверху уголками. Многие западные кинодивы впоследствии стремились заиметь такой же разрез глаз. Но то, что дано природой, трудно поддаётся подделке. Тем более, что не только внешностью, но и своим удивительно спокойным, мягким характером, а главное, своим талантом Татьяна Самойлова покорила сердца миллионов зрителей во всём мире.
Красота передалась Татьяне от матери — Зинаиды Ильиничны Левиной, польской еврейки, инженера по профессии, а сценический дар – от отца, актёра Евгения Валерьяновича Самойлова. У этой супружеской пары 4 мая 1934 года родилась девочка, которую назвали простым русским именем. Через три года всё семейство переехало из Ленинграда в Москву.
Школьницей, Таня, имевшая определённые задатки, занималась балетом. Окончила балетную студию при Московском академическом театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Талантливую девушку приглашала в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая. Но сама Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, больше тяготела к театральным подмосткам и хотела стать актрисой. Поэтому в 1953 году она поступила в Театральное училище им. Б. Щукина, где и училась последующие три года. Здесь же в ту пору занимался и Василий Лановой. Между молодыми людьми сразу же вспыхнуло большое настоящее чувство.
Ещё во время учёбы будущей знаменитости предложили роль Маши в драме В. Каплуновского «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона. Картина мало кому запомнилась, но для самой Татьяны Самойловой она стала значимой тем, что именно в период этих съёмок состоялась её свадьба с Лановым. И хотя через пару лет они расстались, Татьяна Евгеньевна говорила впоследствии: «Моей самой большой любовью был Василий Лановой. У нас с ним был первый поцелуй. Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу. Мы были такими молодыми и счастливыми!».
Но началом своей кинематографической биографии Татьяна Самойлова может смело считать участие в съёмках фильма «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», на которые её пригласил после окончания училища режиссёр Михаил Калатозов.
Её героиня – вчерашняя беспечная московская школьница Вероника – провожает на фронт своего жениха Бориса. А вскоре теряет всех своих близких. Находясь в полном отчаянии и смятении чувств, она отвечает взаимностью двоюродному брату Бориса, давно и безнадёжно в неё влюблённому, и становится его женой. Поняв, что сделала опрометчивый шаг, Вероника мучается чувством вины перед возлюбленным и продолжает ждать его, не зная о том, что он погиб ещё в первые дни войны.
Трудно не растеряться при таких сложных обстоятельствах, не совершить ошибку. Но критика и часть зрителей встретили картину прохладно. Ханжеская советская мораль считала недопустимым оправдывать главную героиню, изменившую любимому, ушедшему защищать Родину. Тем не менее большинству посмотревших киноленту она понравилась, а поведение Вероники было понято и оправдано. Фильм получил заслуженный успех, а Татьяна Самойлова стала звездой советского экрана.
Настоящая же слава, как отмечалось выше, пришла к создателям этой ленты через год на фестивале в Каннах, где «Летят журавли» были признаны шедевром мирового киноискусства, став для многих своего рода учебным пособием. Действительно, наряду с прекрасной режиссурой и замечательной игрой актёров, огромное впечатление на сидящих в кинозале произвела великолепная новаторская работа оператора Сергея Урусевского.
После возвращения в Москву из-за границы, где её, новую русскую суперзвезду, постоянно фотографировали, брали у неё интервью и где сам Пабло Пикассо преклонялся перед её экзотической красотой, Самойлова поступила в ГИТИС им. А. В. Луначарского. Работала в театре имени В. Маяковского, затем до 1960 года в Театре имени Вахтангова. Опьянённая первым головокружительным успехом в кино, мечтала сниматься и дальше. Но так не вписывалась она в образы советских комсомолок, такой нетипичной была в роли строительниц светлого будущего, что режиссёры опасались приглашать её в свои фильмы.
Вторично счастливый случай свёл Татьяну Евгеньевну с Михаилом Калатозовым в 1959 году, когда на экранах страны появилась ещё одна его картина, романтическая драма «Неотправленное письмо», где главная женская роль была специально написана под Самойлову. Сниматься пришлось в тайге, в максимально приближенных к естественным условиях. Партнёрами молодой актрисы выступили уже известные тогда Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский, у которых ей, а также недавнему выпускнику «Щуки» Василию Ливанову, было чему поучиться. Роль Татьяне хоть и удалась, но, она, безусловно, могла рассчитывать на большее.
Несколько «проходных» картин, в которых звезда участвовала в первой половине 60-х в основном из-за своего имени и где играть ей по существу было нечего, таких, как «Леон Гаросс ищет друга», «Они шли на восток» и других, также большого удовлетворения актрисе не принесли. Единственной удачной работой того времени можно считать роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранная Самойловой просто и искренне. Она специально выучила венгерский язык, а чтобы лучше войти в образ, много общалась с прототипом своей героини, которой чудом удалось выжить в пламени войны. Съёмки длились два года, и всё это время Татьяна Евгеньевна жила вдали от Родины вместе со своим вторым мужем, писателем Валерием Осиповым.
Актёр – человек зависимый. В ожидании новых ролей, будучи временно невостребованной, когда она на целых три года вовсе пропала с экранов, Татьяна Евгеньевна не сидела сложа руки. Работала в Театре-студии киноактёра, ездила по стране, встречалась со зрителями.
Второй раз звёздный час наступил для Татьяны Самойловой в 1967 году, после экранизации режиссёром Александром Зархи романа Льва Толстого «Анна Каренина». Здесь на съёмочной площадке она встретилась со своим бывшим супругом Василием Лановым, игравшим Алексея Вронского. Трудно ли им было изображать перед камерой всепоглощающие чувства, уже испытанные ими когда-то друг к другу? Сложно ответить однозначно.
Ведь к тому времени оба уже имели других партнёров по браку. Как известно, причиной развода этой самой красивой в середине 50-х годов пары послужила житейская драма. Татьяна, узнав, что скоро станет матерью, вопреки желанию мужа избавилась от ребёнка, точнее, от двойни, сославшись на то, что врачи, якобы, запретили ей рожать, да и нужных бытовых условий, мол, нет. Но скорее всего, молодая женщина просто побоялась «выпасть» из актёрской обоймы, не успеть насладиться зрительской любовью и всеобщим восхищением. Ведь после каннского взлёта советскую звезду пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной, а её партнёром должен был стать популярный и любимый зрителями Жерар Филип. Но, как это было заведено в то время, судьбу актрисы решили чиновники из Госкино, не давшие ей «добро» на заграничные съёмки.
И вот теперь у Татьяны Самойловой появилась возможность взять реванш, но уже на отечественном кинополе, приняв участие в шестнадцатой по счёту в истории мирового кинематографа экранизации бессмертного романа. И надо сказать, что она с честью справилась с такой непростой задачей. Несмотря на то, что оппоненты упрекали режиссёра в том, что он сделал главной героиней актрису с неславянским типом лица, та, тем не менее, смогла создать на экране поистине русский образ. Восторженные отзывы прессы по всему миру – яркое тому подтверждение. Эта картина по своему зрительскому интересу заняла второе место среди фильмов, снятых по произведениям классиков, уступив лишь «Войне и миру» Сергея Бондарчука.
Но в кино слава приходит и уходит. После ещё одного крупного успеха наступило очередное затишье. С середины 70-х Татьяну Евгеньевну практически перестали снимать. Её можно было увидеть лишь в тех малозначительных кинолентах, которые забывались уже через год.
Семейная жизнь также оказалась нестабильной: браки, разводы… Судьба всё-таки подарила талантливой актрисе радость материнства. В третьем замужестве Самойлова родила сына Дмитрия. Его отцом стал театральный администратор Эдуард Машкович, который был на пятнадцать лет моложе своей супруги. Вскоре они расстались. А подросший сын уехал в Америку, выучился там на врача-радиолога и женился на американке, родившей ему дочь Татьяну. Дмитрий, не собиравшийся возвращаться на Родину, редко навещал свою одинокую постаревшую мать, которая часто и подолгу болела, не раз уходила из дома и лишь через несколько дней обнаруживалась в какой-нибудь из больниц. А в сентябре 2013 года он впервые за сорок лет встретился со своим отцом в передаче Андрея Малахова «Пусть говорят».
Снова о бывшей суперзвезде Татьяне Самойловой вспомнили в 1990 году, пригласив её на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почётного гостя, где она получила специальный приз за вклад в киноискусство. Тогда же отпечаток её ладони был навечно запечатлен на звёздной набережной Круазет в Каннах. В Париже её именем назвали Аллею роз.
А ещё через шесть лет Артур Зариковский выпустил фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день». В 1999-м после долгого перерыва Самойлова снова появилась на экранах в картине Александра Атанесяна «Двадцать четыре». По воспоминаниям Татьяны Евгеньевны, ей было интересно работать с режиссёром нового поколения, да ещё в таком необычном для себя жанре, как боевик. В 2004-м актриса-ветеран мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». А в 2008 году молодой режиссёр Игорь Волошин снял Татьяну Самойлову в одном из эпизодов своего фильма «Нирвана», где пожилая актриса блеснула новой трагикомической гранью.
Самойлова снялась не более как в 20 фильмах, лишь два из которых стали особо значимыми, знаковыми. Но и этого оказалось достаточным для того, чтобы быть внесённой в список лучших актрис ХХ века.
Умерла народная артистка России, кавалер орденов «Знак Почёта», Почёта, лауреат премии Национальной академии кинематографических наук «Золотой орёл», обладательница других престижных наград Татьяна Евгеньевна Самойлова в день своего 80-летнего юбилея, 4 мая 2014 года, в Боткинской больнице, куда была госпитализирована в тяжёлом состоянии. Когда человек покидает этот мир, обычно говорят: «Отлетела душа…». Возможно, что покинув тело, она устремилась вслед за одной из журавлиных стай, пролетавших клином над предпраздничной майской столицей, как в фильме с участием актрисы, ставшим классикой советского и мирового кино.
Сергей ФИЛИППОВ: комик с неулыбчивым лицом
25 лет назад умер киноактёр Сергей Филиппов
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке это неизвестно». Наверное, практически каждый из любителей кино, услышав эту хорошо знакомую фразу, невольно улыбнётся и без особого труда припомнит её автора, точнее, того, кто впервые произнёс её с экрана без малого шесть десятилетий назад – советского комедийного актёра, народного артиста РСФСР Сергея Филиппова.
Его яркий по фактуре, неподражаемый лектор Никодилов из общества по распространению, так талантливо сыгранный Сергеем Николаевичем в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), сразу же запомнился зрителям, а цитаты из речей этого персонажа, как говорится, ушли в народ. Филиппов всегда был одним из самых обожаемых и известных киноактёров. И это несмотря на то, что ему доставались только роли второго плана, а то и вовсе всё ограничивалось лишь участием в небольших эпизодах. Но даже и при таких обстоятельствах он не мог быть незамеченным, поскольку тонко улавливал характер своего героя, умел создать определённый образ даже в узких рамках отведённого экранного времени.
Возьмём хотя бы незадачливого аптекаря Кошкина из «Новых приключений неуловимых» (1968), изготовлявшего гранаты в виде бильярдных шаров. В кадре он произносит всего две фразы: «Мало!» (это, когда опасный боеприпас не сработал) и «Много!» (когда тот, разорвавшись, разнёс пол-аптеки). Всего две фразы… А перед нами уже реальный тип человека, глядя на которого зрители не могут не смеяться.
Пожалуй, уже одного простого появления этого комика на экране было достаточно для того, чтобы рассмешить зал. Действительно, лицо Сергея Николаевича, удлинённое, грубоватое, с длинным носом и выражением вечного недовольства, казалось непривычным и нетипичным. «Разве можно с таким лицом играть секретаря парткома?» – невесело шутил по этому поводу сам актёр. И верно, с таким необычным профилем и анфасом Филиппову хорошо удавались образы иностранцев: того же шведского посла в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1968). Помните: «Кемску волость, …Кемску волость… Я, я…», вражеского шпиона Краусса в «Беспокойном хозяйстве» (1946), Курта в «Константине Заслонове» (1949), немецкого ефрейтора в фильме «Новые похождения Швейка» (1943) и др.
Но предки Сергея Филиппова были русскими. И сам он родился в Саратове 11 (24) июня 1912 года в рабочей семье: отец слесарь, мать портниха. Филиппов-старший, работавший на гвоздильном заводе, и своего сына видел в будущим простым тружеником. Кстати, дед Сергея, также обычный работяга, обладал недюжинной силой: закручивал в узел кочергу, одной рукой гнул подкову и т. д. Пополнить рабочий класс предстояло и самому младшему из этой династии. Тем более, что в школе Серёжа учился неважно, а в старших классах вовсе прослыл хулиганом. За самовольный эксперимент с химическими реактивами (смешал соляную кислоту с металлическими опилками), закончившийся тем, что из-за невыносимо резкого запаха были сорваны все занятия, ученика Филиппова исключили из школы.
За небольшой промежуток времени он сменил не одну профессию. Вначале работал в частной пекарне. Дальнейший поиск себя продолжил целый ряд специальностей: от токаря, столяра-краснодеревщика до плотника. И всё не то… А к чему действительно лежала у него душа, так это к танцам. Как-то зимним вечером, проходя мимо клуба, Сергей увидел в освещённом окне силуэты танцующих ребят. Решил и сам записаться в балетную студию. Начал заниматься и постепенно увлёкся по-настоящему. А вскоре стал здесь одним из лучших. Сказались природные данные плюс талант. Высокий, худощавого телосложения, с длинными руками и ногами, он прекрасно двигался по сцене, был подвижен и пластичен. Перед ним открывалось будущее в балете.
По совету педагогов в 1929 году молодой житель Саратова поехал в Москву поступать в балетное училище при Большом театре. Но, увы, опоздал, вступительные экзамены уже закончились. По подсказке одного из членов приёмной комиссии отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и туда приехал позднее нужного срока. Чтобы не отступать от задуманного и осуществить свою мечту, юноша поступил в только что открывшийся в городе на Неве эстрадно-цирковой техникум, на балетное отделение. Занимался и там с полной отдачей. И неудивительно, что в 1933 году, после окончания училища, Сергея Филиппова, как одного из лучших выпускников, взяли в труппу Театра оперы и балета.
Возможно, именно здесь он и продолжил бы дальше свою балетную карьеру, но во время одного из выступлений у молодого артиста случился сердечный приступ. Врачи порекомендовали ему избегать больших физических нагрузок и сменить вид деятельности. Филиппов был вынужден перейти в Эстрадный театр-студию, где основным был разговорный жанр. А вскоре его переманил к себе, в Театр комедии, Николай Павлович Акимов. В нём Сергей Николаевич и трудился на протяжении трёх десятилетий – с 1935-го по 1965-й.
Своенравный и строптивый характер Филиппова всегда давал себя знать. Он часто пропускал репетиции. Мог быть невоздержанным в разговорах с коллегами, а иногда даже прибегал к ненормативной лексике. В добавок ко всему стал увлекаться спиртным. Руководитель театра, зная, что этот незаурядный актёр уже с одного раза может сыграть всё достоверно и филигранно точно, прощал ему многое и на многое закрывал глаза. Но после очередной выходки Филиппова, когда, стоя за кулисами, тот взялся во весь голос «суфлировать» своим коллегам, занятым в спектакле в сцене застолья, выкрикивая вместо текста совершенно неуместные реплики, нарушителя дисциплины освободили от занимаемой должности.
С середины 60-х Сергей Николаевич был «приписан» к киностудии «Ленфильм». И с этого времени его творческая деятельность полностью связана, по определению вождя пролетариата, с «самым важнейшим из искусств». Филиппов снялся более чем в ста фильмах. И пусть далеко не в главных ролях, но, как говорилось выше, публика его боготворила и была готова буквально носить на руках. Если, будучи на гастролях в каком-нибудь городе, Сергей Филиппов выходил из гостиницы прогуляться, его тут же окружала плотная толпа прохожих. Останавливались трамваи, троллейбусы. Всем хотелось посмотреть на «живого» артиста-комика. Но эта его широкая популярность имела и обратную сторону. С предложением выпить вместе с ними к Сергею Николаевичу нередко приставали разные типы, отожествлявшие актёра с его персонажами. И случалось горько сожалели потом о таком наглом панибратстве, так как Филиппов умел постоять за себя.
А начало его кинематографической карьере положила кинолента «За Советскую Родину», снятая в 1937 году, где Филиппов играл белофинна. В соответствии со сценарием, актёр должен был выскочить из засады, пробежать по узкому бревну на другую сторону незамёрзшей протоки и выстрелить в красноармейца, а когда прямо перед ним разорвётся граната, упасть в холодную воду. Филиппову пришлось проделать этот трюк четырежды, в соответствии с количеством снятых дублей. И каждый раз, выбираясь из ледяной купели, он шёл отогреваться, переодевался, растирался спиртом и снова безропотно возвращался на съёмочную площадку. В дальнейшем Сергею Николаевичу неоднократно приходилось без дублёра выполнять всевозможные рискованные трюки: падать с высоты на землю и в воду, входить в клетку к хищникам, быть поднятым на дыбу и т.д.
Будучи от природы человеком наблюдательным, актёр подмечал в людях различные недостатки и очень точно воспроизводил их в своих персонажах, в чём ему помогали богатая мимика и врождённое чувство юмора. Делал он это зло, резко, метко. Воплощая на экране отрицательные образы – людей неотёсанных, недалёких, хамовитых, хитрых и изворотливых, Сергей Филиппов, даже прибегая к гротеску, карикатурному стилю игры, старался докопаться до сути своих антигероев. Поэтому он так органично смотрелся в любом образе, будь-то Казимир Алмазов из «Укротительницы тигров» (1954), Барабашкин из «Музыкальной истории» (1940), бюрократ Комаринский из «Девушки без адреса», богатый старик-пациент профессора Преображенского из «Собачьего сердца» (1988), купец Карпий Смуров из «Табачного капитана» (1972), директор магазина «Ткани» из фильма «Ночной патруль» (1957) и др. Запомнились зрителям также сыгранные им паромщик из «Медового месяца» (1956), постовой из киноленты «Улица полна неожиданностей» (1957), Саврасов из картины «Шофёр поневоле» (1958), жулик на рынке из «Стряпухи» (1965), управляющий Еппидифор из «Крепостной актрисы» (1963), лесничий из «Летучей мыши» (1979).
Режиссёры нещадно эксплуатировали эпатажный облик советского Чаплина, как иногда называли Филиппова, зная, что он одним своим участием «вытянет» любую картину. И сам артист с грустью отмечал, что является для них лишь «острой приправой к пресной пище». Единственной кинолентой, где Сергею Николаевичу досталась одна из главных ролей, предводителя дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова, стал фильм «Двенадцать стульев», снятый Леонидом Гайдаем в 1971 году. Актёр справился с ней настолько блестяще, как будто этот персонаж писался прямо под него. Факт успеха подтвердили и зрители, и критика.
И мало кто знает, что в это время Филиппов очень сильно мучился от головных болей (в 1965 году у него была обнаружена опухоль мозга, но врачи отказывались делать операцию). К счастью, нашёлся хирург, не побоявшийся риска. Всё закончилось благополучно.
В 2008 году в Пятигорске был открыт памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Аналогичный установлен и в Чебоксарах. Скульптурное лицо предводителя на памятнике имеет явное сходство с артистом Сергеем Филипповым, что свидетельствует о всенародной любви к талантливому актёру-комику.
Личная жизнь Сергея Николаевича сложилась непросто. С первой женой, балериной Алевтиной Ивановной Горинович, которая родила ему сына Юру, он прожил десять лет. Супруга страшно ревновала его к поклонницам ( а таких у далеко не красавца-артиста, как ни странно, было немало), к сцене и кино. Они разошлись перед войной, но свой развод официально так и не оформили. В 70-х годах Алевтина Ивановна вместе с сыном, который к тому времени окончил художественное училище, иммигрировала в США. Больше Филиппов с ними не виделся и не общался. Письма, которые приходили из Америки от Юрия, ставшего там довольно успешным художником-дизайнером, он складывал, не распечатывая: жила обида на близких людей, бросивших его одного. Но на встречу с сыном известный артист продолжал надеяться до самого последнего дня, постоянно ждал его приезда, точнее, прилёта.
Со второй, гражданской, женой, писательницей Антониной Голубевой, написавшей книгу о детстве Сергея Мироновича Кирова «Мальчик из Уржума», Филиппов познакомился в ресторане при гостинице, где он тогда жил. Эта женщина имела властный характер и смогла в какой-то степени подчинить своей воле строптивого супруга, которого, будучи на тринадцать лет старше, также сильно ревновала к представительницам слабого пола и пыталась удерживать от излишнего увлечения спиртным. Но, увы, безрезультатно.
Знакомые отмечали, что это была довольно странная и немного комичная пара: он высокий, тощий; она маленькая, неказистая. Филиппов называл свою спутницу жизни Барабулькой. Антонина Георгиевна, по воспоминаниям актрисы Любови Тищенко, близко знакомой с этой семьёй, хозяйкой была никудышней: плохо готовила, ещё хуже убирала в квартире. Но Сергей Николаевич любил свою строгую, хотя и совершенно не приспособленную к жизни супругу, и одновременно побаивался её, прятал в укромных местечках заначки, всячески старался избегать ссор, пытаясь отшутиться, а то и просто скрыться с глаз. Вместе они прожили сорок лет. И когда Антонины Георгиевны не стало, Филиппов не протянул без неё и года. Последние месяцы его жизни прошли в борьбе с тяжёлым недугом, в бедности (жил лишь на скромную пенсию, не имея помощи ни от кого) и одиночестве.
Умер Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года от рака лёгких в возрасте 77 лет, пролежав в пустой квартире несколько дней. В стране шла так называемая перестройка. Киностудия «Ленфильм» не нашла возможности выделить деньги на похороны великого комика, смешившего миллионы людей. И лишь благодаря Александру Демьяненко и артистам-пенсионерам на эти цели была собрана скромная сумма. Позднее ленинградская гильдия актёров «Ленфильма» установила бюст на могиле своего коллеги.
Сын, поздно узнавший о смерти отца, на похоронах не присутствовал. Он побывал на месте его погребения, что на Северном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Антонины Голубевой, лишь много лет спустя. А ещё через некоторое время Юрий издал книгу «Есть ли жизнь на Марсе…», написанную на основе воспоминаний о Сергее Николаевиче его близких друзей и бывших соратников по кинематографическому цеху.
Сергей Филиппов словно предвидел, какой будет его собственная кончина. Не зря эпитафией актёру стали любимые им стихотворные строки: «И не будет в час погребения ни свечей, ни церковного пения». Словом, весело и шумно жил, скромно и незаметно отошёл в мир иной.
Лидия СМИРНОВА: актриса нескольких поколений
13 февраля исполнилось бы 100 лет легендарной Лидии Смирновой
Эта отечественная кинозвезда сыграла самых разноплановых героинь более чем в 60 фильмах и снималась практически без перерыва свыше шести десятилетий. Впервые появившись на экране в конце 30-х годов прошлого столетия, она и в начале 2000-х продолжала радовать зрителя яркими образами. Такому профессиональному долголетию можно только позавидовать. Речь идёт о советской и российской актрисе театра и кино, народной артистке СССР, лауреате Государственной премии Лидии Смирновой.
Так получилось, что девочке Лидочке не довелось предаваться мечтам о сцене или киноэкране. Реальность оказалась куда более суровой, чем мир ребячьих фантазий и девичьих грёз… И тем не менее судьба этой женщины сложилась счастливо и роман с кинематографом, длившийся, как уже было сказано выше, несколько десятилетий, всё таки состоялся.
Лидия Николаевна Смирнова родилась (31 января) 13 февраля 1915 года. Это событие, радостное для её родителей, царского офицера и земской учительницы, произошло в Тобольске (ныне Тюменская область), по другим данным – в Мензелинске (ныне Татарстан). Бурное время начала века тяжёлым маховиком прокатилось по её семье. Девочка рано осиротела. После того, как её девятимесячный братишка, выпав из маминых рук, разбил голову о каменный пол и умер, мать не смогла пережить случившееся и сошла с ума. Она была помещена в психиатрическую лечебницу, и вскоре её не стало. Отец Лиды, во время гражданской войны сражавшийся в войсках адмирала Колчака, передал дочь, которой едва исполнилось четыре года, на воспитание своему старшему брату и его жене. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна.
Детские годы Лида провела в Сибири, где и начал закаляться её характер, сильный и суровый, под стать местной природе. О том, что её воспитывают не родные, а приёмные родители, девушка узнала только после окончания школы. Но подспудно Лида всегда ощущала недостаток внимания и ласки со стороны взрослых членов семьи, где, кроме неё, было ещё двое своих детей.
Подростковая биография Смирновой во многом совпадает с биографиями большинства её сверстников. Учёба, вступление в комсомол, общественная работа, плюс активные занятия спортом, сдача норм ГТО, получение значка «Ворошиловский стрелок». Она была старостой, председателем спортивной организации. Ходила на лыжах, спускалась по рекам на байдарке и т.д. И отнюдь не была пай-девочкой. Училась не очень хорошо, была способна на непредсказуемые поступки. Так, однажды во время шуточной потасовки с одноклассниками нечаянно выбросила через окно табуретку, упавшую на голову проходившего мимо мужчины, за что едва не поплатилась исключением из школы.
Физически хорошо развитой молодой сибирячке пророчили спортивную карьеру. Но она после переезда в Москву, к тётке, поступила в промышленно-экономический техникум. Одновременно три года занималась в хореографическом училище при Большом театре. А получив диплом экономиста и став студенткой вечернего отделения авиационного института, была направлена на работу в Главное управление авиационной промышленности. Тогда Лида даже не помышляла о том, чтобы стать актрисой. Но случилось так, что за красивой юной сотрудницей начал ухаживать её старший по положению коллега, заядлый театрал и эстет. Он то и приобщил девушку из провинции к высокому миру искусства.
На втором курсе института Смирнова решила резко изменить свою судьбу. Она подала документы сразу в три главных театральных вуза: Вахтанговское училище, во ВГИК и в школу Камерного театра. Причём, была принята в каждый. Выбрала последний, тот, что находился ближе к дому. Её учителем стал А. Я. Таиров. Освоение новой для себя специальности давалось девушке легко. Помогали природные способности и весёлый нрав. К студентам нередко приходили из киностудий в поисках нужного типажа. И если требовалась голубоглазая блондинка, все дружно заявляли: «У нас есть Смирнова». Но её обычно не утверждали: мэтр был против совмещения учёбы и съёмок в кино.
В 1939-м, по окончании училища, Таиров предложил всего лишь двум выпускницам курса, в том числе и Лидии Смирновой, остаться в своей труппе. Этот театр тогда был одним из лучших, но вчерашняя студентка проработала здесь недолго. Дело в том, что одновременно с выступлениями на театральных подмостках молодая актриса снималась в кино, в основном в эпизодических ролях, в том числе и в таком известном фильме, как «Большая жизнь». Но настоящий звёздный час ещё ждал её впереди. Она была приглашена режиссёром Владимиром Корш-Саблиным на главную роль в лирической музыкальной кинокартине «Моя любовь». Театр в это время уезжал на гастроли на Дальний Восток. Смирнова оказалась перед выбором: где остаться. Этот выбор она сделала в пользу кино. И не прогадала…
Молодая, энергичная, верящая в светлое будущее Шурочка, девушка с весёлыми кудряшками, ямочками на щеках и глазами такой пронзительной голубизны, которую не в силах скрыть даже чёрно-белая плёнка, полюбилась и пришлась по сердцу миллионам зрителей. В сущности, Смирнова сыграла саму себя. После премьеры, которая состоялась в 1940 году, актриса вспоминала: «Этот день был для меня самым счастливым. Москва и Ленинград были увешены моими портретами. Все пели песни из кинофильма, которые написал Дунаевский. Меня стали узнавать на улице, брать автографы, называли не Лидой, а Шурочкой».
В соответствии со сценарием её героиня берёт на себя ответственность за воспитание чужого ребёнка, чем создаёт проблемы своему личному счастью, которые всё же благополучно разрешаются. Здесь будет уместным сказать о том, что в ту пору Смирнова и сама готовилась стать матерью. Но так как работа над картиной затянулась, от возможности родить ребёнка ей пришлось отказаться, о чём Лидия Николаевна сожалела впоследствии, так как не смогла больше иметь детей.
На съёмках этой киноленты между Лидией Смирновой и композитором Исааком Дунаевским завязались отношения. Это был короткий, но бурный роман. Маэстро был покорён её красотой и обаянием. Уехав к себе в Ленинград, засыпал дебютантку-искусительницу письмами и телеграммами. А на день рождения прислал букет белой сирени, стоивший целой зарплаты рядового актёра. Он даже сделал ей предложение руки и сердца, несмотря на то, что его пассия уже была замужем. Но Лидия Николаевна не приняла его, чем сильно задела самолюбие именитого композитора.
Самый плодотворный творческий период, лучший для съёмок возраст пришёлся для актрисы на грозные сороковые. Когда началась война, её муж, скромный журналист Сергей Добрушин, с которым девушка случайно познакомилась в 1932 году во время одной из лыжных прогулок и за которого через месяц вышла замуж, не дожидаясь повестки из военкомата, добровольцем отправился защищать Родину и вскоре пропал без вести под Смоленском, где его часть попала в окружение.
Опытные кадры работников киноиндустрии также ушли на фронт, многие – в качестве военных хроникёров. Тем не менее, кинопроизводство не замерло. Нужно было поднимать патриотический дух бойцов, призывать их к подвигу, вселять веру в победу над врагом. Этому во многом содействовал выпуск боевых киносборников. После переезда киностудии «Мосфильм» в Алма-Ату, продолжались съёмки и художественных фильмов, в том числе и с участием Смирновой.
В первый военный год она снялась в таких картинах, как «Два друга», «Мы ждём вас с победой». В 1942 году Лидии Николаевне досталась ключевая роль Вареньки в фильме «Парень из нашего города». На следующий год кинематографический список Смирновой пополнили ещё три кинокартины – «Родные берега», «Пропавший без вести», «Она защищает Родину». До окончания войны актриса успела сыграть ещё в одном замечательном фильме – «Морской батальон». Её героини освещали на экране тему женского героизма, невосполнимости утрат, мужества и поразительной жизнестойкости, что импонировало зрителям, находило отклик в их сердцах.
Сама же прима кино, находясь в Средней Азии, заболела тифом и едва не умерла. Выжить и снова встать на ноги ей помог уже хорошо известный в ту пору оператор Владимир Раппопорт, проявивший заботу о недавно овдовевшей молодой женщине и ухаживавший за ней. Вскоре они стали мужем и женой, но, прожив вместе более тридцати лет, так и не узаконили официально свой брак.
В 50-е годы для советского кино наступило время «малокартинья». Хрущёвская оттепель открыла для деятелей искусства новые горизонты, но для их освоения необходимы были творческая смелость, чёткая гражданская позиция, новаторский подход. Лидия Смирнова продолжала сниматься, в основном по-прежнему в героическом амплуа. Но не боялась талантливая звезда экрана и острых, характерных ролей, в том числе и отрицательного плана. Так, она прекрасно справилась с образом проститутки Флосси Бейт из фильма «Серебристая пыль», вышедшего на экраны в 1953 году.
Ещё в большей степени удалась ей роль беспутной Насти-Жучки из картины «Сёстры» (1957). Смирнова сумела сыграть неустроенную женскую судьбу, где героиня за внешним лоском безуспешно пытается скрыть своё горькое одиночество и отсутствие семейного счастья, так необходимого каждой представительнице слабого пола. Лидия Николаевна не зря считала эту свою работу в кино одной из лучших, так как именно здесь она впервые начала серьёзно разрабатывать характер своего персонажа.
Не побоялась эта решительная женщина и неизбежного перехода к возрастным ролям, что не удалось сделать практически никому из кинозвёзд 30-40-х годов. Достаточно вспомнить её носатую и шепелявую сваху из фильма «Женитьба Бальзаминова», вышедшего в прокат в 1964 году, с её вульгарными манерами и «умными» изречениями, навроде: «Я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею». Сложно узнать Смирнову и в образе врачихи-паникёрши из кинокомедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён»: такова сила перевоплощения. Но, пожалуй, больше всего зрителю той пары одна из ведущих актрис отечественного кино запомнилась своим участием в цикле фильмов про Анискина, умудрённого жизнью участкового, которому не безразлична судьба обаятельной, романтичной, но легкомысленной деревенской продавщицы Дуськи, так замечательно и убедительно сыгранной Смирновой.
Добрая и отзывчивая от природы, эта женщина всегда с большим вниманием относилась к людям, к их нуждам. Являясь депутатом райсовета, а затем – и Моссовета, Лидия Николаевна всячески старалась помочь своим коллегам и всем тем, кто оказался в затруднительном положении. Действовала решительно и напористо, в соответствии со своим сибирским характером. Несмотря на общественную деятельность, актриса с уже и без того достаточно богатой личной фильмографией никогда надолго не покидала съёмочную площадку. Так, в 80-х годах на экраны страны вышли кинокартины «Карнавал» (1981), «Красиво жить не запретишь» (1982), «Верую в любовь» (1986), «Ссуда на брак» (1987) и другие, где в титрах значится и её фамилия.
Не выпала Лидия Николаевна из актёрской обоймы и в сложное перестроечное время начала 90-х. По-прежнему занималась общественной деятельностью. Была членом Правления Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Интересно, что актрису ещё довоенного кино хорошо знает и нынешнее поколение. Так, в 2001-м и в 2005-м годах Лидия Смирнова снялась в фильмах «Наследницы» и «Наследницы-2», где сыграла бабушку Ираиду Антоновну, мать художника Иваницкого. А до этого были такие киноленты с её участием, как «Идеальная пара» (2001), «Нет смерти для меня» (2000), «Приют комедиантов» (1995). «Шапка» (1990) и др.
Известная актриса, олицетворяющая собой целую кинематографическую эпоху, являлась кавалером орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Была награждена также орденом Дружбы и орденами «За заслуги перед Отечеством» ІІІ и ІV степеней.
За свою довольно продолжительную жизнь она много поездила по просторам нашей некогда необъятной Родины, побывала в 28 странах. В её квартире в высотном доме на Котельнической набережной всю стену занимала коллекция кукол в национальных костюмах. И даже, будучи в довольно преклонном возрасте, эта энергичная неутомимая женщина продолжала вести активный образ жизни. Всегда с удовольствием слушала классическую музыку, смотрела балет.
Повезло Лидии Николаевне и на встречи с замечательными людьми. Она работала на одной съёмочной площадке вместе с Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Снималась у режиссёров-классиков Льва Кулешова, Фридриха Эрмлера, Абрама Роома. Будучи темпераментной натурой, Смирнова имела немало романтических увлечений. Ей признавались в своих чувствах, добивались её руки и сердца Михаил Колотозов и Константин Войнович. Последний ради неё даже ушёл из семьи. Она же не смогла бросить своего смертельно больного супруга, который, благодаря её постоянной заботе и опеке, вместо отведенных врачами трёх лет прожил тринадцать.
В конце жизни героиня моего повествования написала книгу воспоминаний. В память о фильме, с которого началась её артистическая карьера в кино, она дала ей аналогичное название – «Моя любовь». Некоторые сочли это литературное произведение чересчур откровенным. Возможно, в какой-то мере они и правы. Но уж такой она была, прима советского экрана, честная и бескомпромиссная по отношению к себе и к другим, умеющая всему давать объективную оценку.
Лидии Николаевны Смирновой не стало 25 июля 2007 года. Она умерла в больнице на 93-м году жизни после продолжительной болезни и была похоронена на Введенском кладбище рядом с могилой своего мужа.
Верный рыцарь сцены
Так можно сказать о 100-летнем актёре театра
и кино Владимире Зельдине
Это казалось настолько невероятным, что вначале было даже трудно поверить в реальность происходящего. Тем не менее, всё увиденное на телеэкране, действительно, имело место. На сцене Центрального академического театра Российской Армии, где его служебный стаж составляет семьдесят (!) лет, свободно декламировал, пел и танцевал, изумляя зрительный зал своей грациозной пластикой и неподражаемым, хорошо поставленным голосом, мужчина, встретивший своё второе столетие.
Так кумир многих поколений, популярный советский и российский актёр театра и кино Владимир Михайлович Зельдин в феврале с. г. в привычной для него обстановке отмечал своё столетие. Этому событию и был посвящён юбилейный спектакль, который дважды транслировало российское телевидение. Глядя на энергичного, полного задора пожилого человека (язык не поворачивается назвать его стариком), получающего поздравления и награды от лиц самого высокого ранга, наверное, многие по-доброму позавидовали и его замечательной физической форме, и всеобщему признанию его заслуг, пожелав в мыслях виновнику торжества крепкого здоровья и творческого долголетия.
Но вот на днях, а точнее, 5 августа с. г., одно из российских СМИ сообщило о том, что Владимир Зельдин, получил травму шейки бедра и находится в тяжёлом состоянии. Корреспондент другого издания, «Собеседника», подверг эту информацию сомнению, сославшись на разговор с супругой артиста. Та, якобы, утверждала, что её муж всего лишь проходит очередное обследование в одной из кардиологических больниц столицы и чувствует себя хорошо. Но уже на следующий день первоначальные сведения подтвердились.
Имея слабое зрение (всего лишь 10 процентов), Владимир Михайлович неудачно присел на кресло, промахнулся, в результате чего и получил травму. В специализированной клинике, учитывая возраст пациента, ему была сделана операция с применением щадящей формы анестезии, во время которой медики заменили повреждённый сустав на искусственный протез. Сам же актёр держался бодро и, будучи в сознании, даже шутил. «А теперь вот сидит на кровати напротив меня и болтает ногами. Скоро начнет учиться ходить заново. Ведь в октябре ему снова выходить на сцену», – сообщила журналистам по телефону спутница жизни знаменитого артиста Иветта Капралова, вместе с которой они уже более полувека.
А сам глава семьи ещё четыре десятилетия назад имел полное право уйти на заслуженный отдых, но так и не сделал этого до наших дней. Он – лауреат Сталинской премии второй степени, Премии Правительства Российской Федерации и ряда других престижных премий, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (всех четырёх степеней), старейший из ныне живущих народных артистов СССР и старейший в мире действующий актёр.
Человек-эпоха В.
М. Зельдин родился ещё в Российской империи, 10 февраля (28 января) 1915 года, в городе Козлов (ныне Мичуринск), что в Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Евгеньевич, еврей по национальности, чтобы стать музыкантом, был вынужден сменить своё вероисповедание. Он закончил Московскую консерваторию. Был дирижёром, капельмейстером духового оркестра, расквартированного в Козлове 39-го Тамбовского пехотного полка. Позднее, в 1918 году, открыл здесь музыкальную школу, став её директором. В этом городе и судьбу свою встретил, учительницу Анну Николаевну Попову, которая всю себя посвятила семье – мужу и детям. Кроме самого младшего Володи у супругов были еще сын Юрий и дочери Елена, Нина и Ирина. Все дети, как и отец, были музыкантами. Сам Володя освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему впоследствии. Детство героя моего повествования проходило в атмосфере любви к прекрасному и заботливого отношения друг к другу.
Во время гражданской войны Зельдины переехали в Тверь, где жила сестра отца. Он и тут хорошо проявил себя, создав в 1922 году первый в городе профессиональный симфонический оркестр. Володя к тому времени пошёл в гимназию. А ещё через пару лет вся семья перебралась в столицу. Одарённый подросток продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке, большинство выпускников которой становились кадровыми военными, но сам ещё не определился с выбором будущей профессии.
В 12 лет ему очень захотелось поступить в Художественное училище при Большом театре на отделение характерных танцев. Но глава семьи, который видел Володю музыкантом, оказался против такого выбора сына. Игра в оркестре Высшей пограничной школы, куда после смерти отца его друг, дирижёр оркестра, устроил юного музыканта трубачом, не увлекла Владимира. А ещё через несколько лет им овладела романтическая мечта поступить в «мореходку», чтобы изведать дальние края. Но на этот раз помешала возникшая проблема со зрением. Не задался и поход в рабочий класс: после окончания школы Зельдин был какое-то время учеником слесаря на заводе.
А вот что действительно вызывало живой интерес у паренька, так это художественная самодеятельность, выступление в бригаде так называемых «синеблузочников». Ни один концерт не обходился без участия юноши.
В начале 30-х Зельдин неожиданно для себя самого поступил в студию при театре областного совета профсоюзов столицы (теперь театр при Моссовете). Закончив её в 1935 году, остался в труппе театра, играя здесь в основном классику. Затем его пригласили в театр транспорта, где он и служил до начала Великой Отечественной. Будучи занятым в спектакле «Генеральный консул» в роли рядового Гоглидзе, он обратил на себя внимание ассистентки кинорежиссёра Ивана Пырьева, которая порекомендовала своему шефу попробовать Владимира Зельдина на роль Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух». Претендентов было немало, в том числе и артисты из Грузии. Режиссёр, ещё находящийся в сомнениях, отснял крупным планом финальную сцену киноленты и пригласил женщин, занятых в работе над новой картиной, предложив им сделать выбор. Он оказался в пользу Зельдина. Эта кинолента принесла молодому артисту ошеломительный успех и популярность. Но всё было не так просто…
Когда шли съёмки фильма, война уже постучалась в дома мирных советских граждан. Сцены на территории и в павильонах ВДНХ снимали под бомбежками. Работали и днём, и ночью. По ночам, кроме того, дежурили на крышах домов, гася вражеские зажигалки. «Роль пастуха Мусаиба фактически спасла мне жизнь, – не раз говорил Владимир Михайлович. – Пырьева, пришедшего на сборочный пункт (а вскоре и меня), вернули на киностудию и приказали продолжать съёмки. А ведь практически все мои сверстники, ушедшие добровольцами защищать столицу, погибли, некоторые уже в первом бою».
В это время у Зельдина произошла и личная драма – умер полуторагодовалый сын, которого жена, Людмила Мартынова, увезла накануне войны на Украину. Но, несмотря на все трагические обстоятельства и на то, что фашисты яростно рвались к Москве, фильм получился светлым и жизнеутверждающим, вселял надежду на то, что враг будет побеждён и снова наступит прекрасная мирная жизнь. А пока оставались работа в Алма-Атинском русском драматическом театре, где актёр совершенствовал своё профессиональное мастерство, поездки с концертными бригадами на фронт.
С 1945 года и поныне Владимир Зельдин – в составе театральной труппы Центрального театра Советской Армии. Удивляет и покоряет зрителей великолепным сценическим и вокальным мастерством. На нём во многом держится репертуар театра, кассовые сборы. Особенно замечательно он смотрелся в спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лоппе де Веги в роли Альдемаро, за долгие десятилетия так и не потерявшем своей свежести и оригинальности. В 1000 раз Владимир Михайлович вышел на сцену в этой постановке в 60 лет. На её основе был снят одноименный художественный фильм с участием Зельдина и его второй супруги, народной артистки РСФСР Генриетты Островской (оба брака официально зарегистрированы не были, актёры расстались).
Если говорить об участии Владимира Зельдина в киносъёмках, то здесь наиболее заметными стали такие фильмы, как «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Карнавальная ночь»(1956),«Укрощение строптивой» (1961), «Дядя Ваня» (1971), «Блокада» (1973), «Десять негритят» (1987), «Вино из одуванчиков» (1997), «Сваты-4» (2010), «Сваты-5» (2011), «Лучшая девушка Кавказа» (2015) и другие. Всего он снялся более чем в полусотне кинокартин.
В феврале 2005 года в родном театре Владимира Михайловича состоялась премьера мюзикла «Человек из Ламанчи», в котором постановщик Юлий Гусман отвел артисту-юбиляру главную роль: спектакль был специально приурочен к его 90-летию. И уже тогда все изумлялись его творческим и человеческим долголетием. А он объяснял это тем, что (так было заведено в их семье) никогда не курил и не брал в рот спиртное. Все знают: если в компании будет Зельдин, а он великолепный рассказчик, послушать которого одно удовольствие, курцов будут отправлять в «тамбур».
По словам супруги Иветты Евгеньевны, которая моложе мужа почти на тридцать лет, она, журналистка, работавшая в Бюро пропаганды советского киноискусства, познакомилась со своим будущим мужем в начале 60-х, когда получила задание помочь ему в организации встречи со зрителями. После он пригласил её в знак благодарности в ресторан и просто обаял как неподражаемый собеседник и галантный кавалер. Вскоре они поженились. Живут душа в душу, справив год назад золотую свадьбу. К сожалению, детей у этой пары нет.
«Муж – крайне порядочный человек. За 50 лет я ни разу не слышала, чтобы он сказал дурное слово в чей-либо адрес: ни в лицо, ни в спину. А как он, в его-то годы, держится на сцене!».
Доказательством прекрасной формы актёра-долгожителя может служить и тот факт, что 7 октября 2013 года В. М. Зельдин принял участие в эстафете Олимпийского огня, проходившей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда, через два месяца этот рекорд был побит 101-летним жителем Новосибирска. Но это отнюдь не умаляет заслуг самого Владимира Михайловича.
Хочется надеяться, что он, борец и оптимист по натуре, сможет преодолеть временный недуг, чтобы, встав на ноги, с началом театрального сезона вновь выйти на родные подмостки, верность которым, как и миру искусства в целом, Владимир Зельдин хранит всю жизнь.
Об авторе
Admin
Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.