Георгий Ратомский: у истоков создания отрасли культуры в Лиозно
В этом году отрасль культуры района отмечает юбилей – стопятилетие своей деятельности. Именно в 1919 году на Лиозненщине было образовано волостное культурно-просветительное общество. По этому случаю мы решили подготовить цикл публикаций. И начали с рассказа о первом руководителе отрасли – Георгии Иосифовиче Ратомском.
Сородичи Костюшко
Он родился 22 апреля 1890 года в Лиозно. По сведениям «Историко-краеведческого музея обороны Туапсе», отец был грузчиком, мать занималась стиркой белья, а сёстры работали прислугой. Георгий как старший ребёнок стал основным добытчиком. Ратомский жил рядом и дружил с основателем данного музея, но эти данные, на наш взгляд, плохо вяжутся с воспоминаниями, хранящимися в нашем военно-историческом музее. Из них узнаём, что семья происходила из польского православного духовенства Орши, того самого, из которого по материнской линии (Текля Ратомская) вышел Тадеуш Костюшко. Сестра Георгия Феня знала польский, немецкий, еврейский языки. А он не только стоял у истоков создания отрасли культуры в Лиозно, но и открывал первую советскую школу в местечке. Однако, даже если и была тяжёлая работа с детства, она не помешала учёбе. В 1905-м окончил двухклассное училище, затем были Полоцкая учительская семинария (1906-1910), Витебский учительский институт (1913-1916). В перерыве работал учителем начальных классов.
Когда началась Первая мировая, прошёл ускоренное обучение юнкером в военном училище и был направлен на службу в пехотный полк. В 1918-м Георгий Иосифович вернулся к преподавательской деятельности в родном Лиозно: учитель математики, физики, завуч общеобразовательных курсов, заведующий школой крестьянской молодёжи. Принимал и активное участие в общественной жизни, в течение 10 лет был начальником добровольной пожарной дружины.
Воспоминания выпускницы 1937 года, врача Нины Ивановны Питаленко:
«Ратомский Георгий Осипович – учитель очень строгий и требовательный. Это он заботился, чтобы мы были «привязаны» к школе, не «болтались» по вечерам. В школе, в спортзале, для учеников демонстрировались по вечерам фильмы. Он руководил самодеятельностью и организовал школьный духовой оркестр. Георгий Осипович проводил с нами военные игры с выходом в поле. Он руководил пожарной дружиной райцентра и проводил учебные занятия. Всё это было интересно и оставило самые лучшие воспоминания».
В 1938 году Ратомские переезжают на постоянное жительство в Туапсе. Георгий Иосифович работает преподавателем физики в школе №1 (моряков) и завучем, а с сентября 1940 по 1941 год – заведующим общим сектором гороно. Как видим, и в этом городе он смог заявить о себе, как о талантливом человеке, грамотном специалисте.
Cherche la femme
Среди документов Лиозненского военно-исторического музея есть и тот, который объясняет, почему же семья покинула малую родину. Причиной стала романтическая история. Увы, сохранились пожелтевшие листочки только с её финальной частью. У Георгия случился роман с коллегой. Жена обратилась за помощью в партком. Там «поставили на вид» и было принято решение уехать, как говорится, куда глаза глядят. Выбор пал на Туапсе.
А теперь непосредственно строки из воспоминаний:
«Но некая тонкая связь между Георгием и Анной продолжалась, но уже без встреч, мужчина сдержал слово коммуниста. Но любовь это не заглушило. В народе это называют вечной любовью. Анна даже, например, почувствовала момент смерти Георгия Ратомского. По её просьбе, уже будучи глубокой старушкой, узнав, что в Туапсе едет одна из родственниц Ратомских, попросила купить от её имени букет цветов и положить на могилу её Георгия. Но у истории есть продолжение: жена покойного догадалась, что второй букет от Анны и сказала: «Годы прошли, нет Георгия, а их любовь осталась…».
Сотый полк
О военных годах нашего земляка мы узнали из рассказа его внучки Ксении Ратомской, артистки Туапсинского театра юного зрителя. И здесь не обошлось без романтического сюжета, но уже связанного со старшим сыном Георгия Евгением.
Осенью 1941 года в Ростове-на-Дону формируется 56-я армия. Старшему лейтенанту Г.И. Ратомскому поручают сформировать личный состав 100-го полка связи в подавляющем большинстве из телефонисток и связисток города, так попала в армию Аня Егорова, восемнадцатилетняя телеграфистка из Ростова. Неожиданно в этот же полк попадает лейтенант Евгений Ратомский. Его назначают командиром взвода роты подвижных средств связи.
Идут тяжкие кровопролитные бои. Г.И. Ратомский, как мог, берёг девчонок. Обескровленная 56-я армия отступает к Краснодару. В наступление перешли лишь зимой 1943 года. Освободили Ростов и продолжили гнать врага дальше. После выхода к Азовскому морю и освобождения Таманского полуострова полк был передислоцирован на Ленинградский фронт и преобразован в 26-й отдельный. Майора Г.И. Ратомского назначают начальником штаба. Евгений Георгиевич рядом с отцом. Там же в полку и младший сержант Анна Сергеевна.
26-й полк связи участвовал в прорыве Ленинградской блокады. За боевые заслуги его награждают орденом Боевого Красного Знамени и названием «Ленинградский». В августе 1945 года подполковник Г.И. Ратомский подаёт в отставку и уезжает домой. Евгений и Анна женятся, и в 1946-м у них рождается дочь Елена Евгеньевна Ратомская, мама Ксении.
Георгий Иосифович возвращается на свою прежнюю должность инспектора школ и одновременно преподаёт в возрождающихся школах физику. Через год его забирают преподавателем в Туапсинский нефтяной техникум. Позже техникум перенесли в Краснодар, а Ратомский остался в Туапсе и ещё 10 лет преподавал в средней школе №5. С 1945 по 1958 годы он является депутатом городского Совета и не раз избирается членом ГК КПСС. В 1961 году его не стало.
«Торпедоносцы»: героический штурман
Но раскопали в интернете мы не только, как сложилась жизнь первого руководителя отрасли культуры нашего района после его переезда из Лиозно, а и интереснейший факт биографии младшего сына Георгия Иосифовича – Николая. Он окончил лётное училище в Ейске, выбрав в качестве будущей профессии морскую авиацию. Естественно, когда началась война, морские лётчики сразу встали в строй. Какое-то время писал родным, что всё хорошо, просил не волноваться, а затем письма прекратились. Потом пришла официальная бумага, в которой говорилось, что 12 сентября 1943 года младший лейтенант морской авиации Николай Ратомский не вернулся с боевого задания. Историю его гибели над Баренцевым морем родные узнали только через 43 года.
В 1983-м на экраны вышел фильм «Торпедоносцы», а в 1986-м внук дочери Георгия Ратомского Елены с женой Натальей пошли в кинотеатр, чтобы его посмотреть.
– Мы только поженились и муж повёл меня в кино на «Торпедоносцев». Во-первых, он сам был военным, а, во-вторых, всё рассказывал о пропавшем без вести на войне брате своей бабушки, морском лётчике. Фильм, правда, произвёл сильное впечатление, поэтому никто не поднимался с мест, когда шли титры. И вдруг – среди перечисляемых бойцов в эпизодах военной кинохроники видим имя Николай Ратомский! – делится, как фамильным сокровищем, семейной историей Наталья Ратомская, завуч школы №11 г.Туапсе. – Радости нашей бабушки Елены Георгиевны Ратомской не было предела – за столько лет хоть какая-то ниточка появилась! И мы, конечно, написали на «Ленфильм». И получили ответ, да с указанием воинского подразделения, в котором служил Николай Ратомский, и с увеличенным кадром с его участием. Сомнений не было – это его глаза, его лёгкая улыбка! В семье радовались так, будто Коленька вернулся живым…
А затем пришло письмо и от боевого командира Григория Яковлевича Ермилова, который прочитал статью Елены Ратомской о брате в газете «Правда».
«…Штурмана самолёта Ратомского Н.Г. я хорошо знал по совместной службе в разведывательном полку, во второй эскадрилье и в одном звене. Летали на самолёте МБР-2. Командиром звена был у нас Василий Иванович Киселёв в звании капитана. Впоследствии он посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ратомский прибыл к нам в полк по окончании ВМАУ им. Леваневского в декабре 1941 года, в звании сержанта. По характеру весёлый, общительный, хорошо знал штурманское дело… Он одним из первых в своей группе прошёл наземную подготовку, изучил район полётов. Успешно сдал зачёты и приступил к вывозным полётам днём и ночью. Я охотно помогал ему и летал с ним в паре на разведку кораблей в море. Его экипаж был ведомый. В начале 1943 года он, как лучший штурман, переведён в Ваенгу на сухопутные самолёты, и вскоре, точно помню, награждён боевым орденом за успешные боевые вылеты…».
Вместе с этим письмом Григорий Ермилов прислал и копию единственного группового снимка, на котором были боевые товарищи 2-й боевой эскадрильи, среди которых был и Николай Ратомский.
Елена Ретнёва.
Популярность: 1%
Поделиться в соц. сетях
- Blink
- del.ici.ous
- Digg
- Furl
- Simpy
- Spurl
- Y! MyWeb
- БобрДобр
- Мистер Вонг
- Яндекс.Закладки
- Текст 2.0
- News2
- AddScoop
- RuSpace
- RUmarkz
- Memori
- Закладки Google
- Писали
- СМИ 2
- Моё Место
- Сто Закладок
- Ваау!
- Technorati
- RuCity
- LinkStore
- NewsLand
- Lopas
- Закладки - I.UA
- Connotea
- Bibsonomy
- Trucking Bookmarks
- Communizm
- UCA
Comments are closed.