Среди нас немало тех, кто хотя бы раз в жизни набирал телефонный номер 1-02. «Здравствуйте, чем можем помочь?» – слышался ответ дежурного милиционера. Накануне профессионального праздника работников правоохранительных органов, мы решили поближе познакомиться с жизнью именно «дежурки».
Как оказалось, в помещение оперативно-дежурной части вход строго ограничен. Причём, не только штатским, но и многим сотрудникам отдела. Как пояснил старший инспектор-дежурный ОДС А. С. Новиков, основная причина в том, что здесь находится секретная документация.
Дежурная смена длится сутки. Рядом со старшим инспектором работают помощник дежурного и милиционер-водитель. Плюс две следственно-оперативные группы – основная и резервная.
Рабочий день начинается с ознакомления с оперативной обстановкой в районе, заполнения необходимых журналов, проверки оружия и боеприпасов, секретной документации и много другого. Но самое главное – телефонные звонки. К слову, в милицию обращаются не только для того, чтобы сообщить о каком-либо правонарушении.
– Очень часто спрашивают, как позвонить в «скорую» или «справочную», – рассказывает А. С. Новиков. – Бывают и такие, кто хочет поговорить о своих проблемах. Последним приходится вежливо дать понять, что сочувствуем, но занимать телефон без повода не стоит.
Далее Александр Семёнович сообщил, что за смену в среднем поступает около 15 звонков, в которых люди заявляют о каких-либо правонарушениях, просят помощи. «Горячие» дни – праздничные и выходные, а также тогда, когда выдают зарплату на селе. Очень часто обращаются женщины с просьбой урезонить пьяных дерущихся мужей. Бывает, и наоборот.
«Дежурка» оборудована девятью телефонами, из них два – мобильные. Часть аппаратов внутренние. Перед глазами сотрудника милиции – монитор видеонаблюдения, где фиксируется всё, что происходит в коридорах отдела, перед входной дверью и на заднем дворе.
– Порой это помогает в работе. Был случай, когда по коридору вели цыганку, задержанную за кражу денег. Воспользовавшись удобным моментом, та выбросила купюры из кармана. Это не осталось незамеченным.
В работе сотрудники оперативно-дежурной службы используют два компьютера. Первый записывает все голосовые сообщения. Записи хранятся долгое время. Когда поступает звонок, дежурный обязан выяснить, кто звонит, откуда, по какой причине, уточняет место и время произошедшего. Номера, как стационарные, так и мобильные, определяются автоматически. Проверяются и анонимные сообщения, особенно касающиеся тяжких преступлений. Не обходится и без телефонных хулиганов. Звонят, ругаются, оскорбляют сотрудников, вызывают на мнимые преступления.
– С нами таким образом шутить не рекомендуется, – вступает в разговор помощник дежурного Ю. Е. Морозов. – Личность позвонившего в любом случае будет установлена и составлен соответствующий протокол.
Нередко звонящие по мобильному телефону по номеру 1-02, например, из Витебского района попадают в Лиозненский РОВД. И в этом случае дежурный фиксирует всю поступившую информацию и передаёт её в соответствующий отдел. Свидетелем подобного сообщения стала и я. Мужчина, проживающий в Яновичах, рассказал, что вернулся домой, а входная дверь в квартиру выбита.
На втором компьютере хранится вся служебная информация, паспортная, административная базы, списки осужденных, а также тех, кто совершил правонарушения по линии ГАИ.
Напоследок поинтересовались, какими же качествами должен обладать дежурный?
– Спокойствием, вежливостью, уравновешенностью, – недолго думая ответил старший дежурный инспектор. – Мы должны быть в курсе всей оперативной обстановки в районе, знать точное расположение населённых пунктов, улиц, а также где в настоящее время находится следственно-оперативная группа. Вот, например, сейчас сотрудники работают на месте совершения ДТП. На дороге Лиозно–Велешковичи столкнулись большегрузные машины, принадлежащие предприятию «Лиозненское ПМС». Один из водителей госпитализирован в центральную райбольницу.
Время моего «дежурства» в РОВД длилось около двух с половиной часов. Задавать вопросы сотрудникам могла только в перерывах между телефонными звонками, которые следовали один за другим. В милицию обращались с просьбой разыскать утерянный мобильный, успокоить пьяного соседа и т.д. Так что спокойной службу в «дежурке» никак не назовёшь.
Юлия ПОХОЛКИНА.