История Лиозненщины ОБЩЕСТВО
1 минута для чтения
133

Сосны шумят

28 июля, 2022
0
Сосны шумят

Вы часто слышали, чтобы люди говорили: «Я люблю липу или каштан,
или тополь»? Наверное, нет. Да, кому-то нравятся дубы, берёзы, клёны. Но вот есть дерево, в любви к которому признаются постоянно и поэты, и художники, и просто люди. Это сосны. Высокие, стройные, они так и манят к себе и летом, пахнущие смолой, и зимой, в снежных шапках. Мы, выросшие на этой земле, просто не понимаем, среди какой красоты живём. А вот люди, приехавшие из безлесных степей или мест, где растут только кустарники да осинки, не перестают восхищаться и по-хорошему нам завидовать.

Почти половина нашего района – 44% площади – это леса. На севере – лиственные: ольха, осина, рябина, кустарники – и еловые. А вот от Лиозно начинаются сосны. Наш сосновый лес – бор – прямо за последним домом, а элеватор стоит уже среди деревьев, которые шагают на юг, до Бабинович, и на восток, до Черниц, до границы.
Мы живём в земляничном краю.
С юга бор подступает барьером.
Солнце бродит в сосновом строю.
Расплескало лучи по карьерам.
Запах хвои – смолистый, лесной,
Скипидарный, тягучий,
с горчинкой…
Посмотрите, сколько у нас деревень с «сосновыми» названиями: Белый Бор, Бор, Боровое, Сосновая Наспа, уже не существующие Сосёнки, Заборье, Сосонье, ещё один Бор, находившийся возле Марьяново, а рядом был хутор Сосновка. «Сосновый бор. Тишина. Над деревьями – месяц… Сиреневое небо», – так описывал Марк Шагал свой медовый месяц в 1915 году, проведённый в Заольше.
Сосна – одно из самых древних деревьев на Земле. Её считают символом вековой мудрости и кладезя вечных знаний. Наша сосна – обыкновенная – растёт практически везде, и на болотах, и на камнях, но лучше всего ей на песчаной почве. Взрослым дерево становится лет в 150, вырастая вверх, к небу до 40 метров, уходя в землю корнями на 5-6 метров. Обыкновенная сосна может расти 300-400 лет.
В прежние времена лесные угодья делились на лесистые, находящиеся под лесом более чем на 50%, лесные – от 25 до 50%, малолесные – от 10 до 25% и безлесные. Согласно фундаментальному труду «Очерки описания Могилёвской губернии» под редакцией А.С. Дембовецкого, изданному в 1884 году, наши Бабиновичская, Добромыслинская и Лиозненская волости были лесистыми. Леса находились в собственности у частных владельцев и крестьян. Возле Высочан располагался чудесный сосновый лес, который назвали Швейцария.
В то время, когда Бабиновичи были городом, они имели свой герб, который утвердили в 1781 году. На голубом фоне помещены две мачты, «ибо находящиеся в местностях сего города леса, весьма изобилуют мачтовыми деревьями».
Корабельными или мачтовыми называются сосны, которые к возрасту 80-100 лет достигают высоты около 40 метров и до полуметра в диаметре и имеют ровный стройный ствол без сучков. Именно из них строили мачты кораблей, да и другие детали судов, собственно, как и сейчас. При этом в судостроении существовали строгие правила. Учитывалось, в какую сторону света были направлены части дерева. С северной стороны оно получает меньше света и тепла, поэтому древесина более плотная – самая ценная. Южную сторону использовали для строительства лесов и второстепенных деталей. Из основания ствола делали киль. Сосновая смола применялась для пропитки ткани парусов, канатов, пазов.
Но не только в кораблестроении использовались сосны. Наши предки знали, что это прекрасный строительный материал и возводили избы без единого гвоздя. Такой дом может простоять не одну сотню лет. А ещё из древесины делали и делают столбы и брусья, шпалы и пчелиные улья, мебель и телеги, посуду и… карандаши.
И, конечно же, ценнейший материал – это сосновая смола – живица. Её обработка зародилась именно на наших землях, в Полоцкой и Новгородской Руси и в северной части Смоленского княжества. Здесь издревле было развито судоходство – основной потребитель смолы. Здесь и по рекам проходил древний торговый путь «из варяг в греки». Да и название Смоленск произошло от слова «смола, смольня».
Наши озёрно-болотистые земли были не очень урожайные, хлебушка себе едва на прокорм хватало. Вот и промышляли наши предки для торговли и обмена рыболовством, бортничеством (добыча лесного мёда) и смолокурением. Собирали смолу-живицу в лесах, как мёд, варили как мёд и горячей обмазывали суда, бочки, фундаменты построек. А потом научились делать дёготь.
По «экспорту», продаже за пределы Витебской и Могилёвской губерний до 1917 года в торговле лес занимал первое место. После того, как флот перешёл с парусников на пароходы, для мачт сосны уже были не нужны, но был очень востребован строевой лес. Это брусья, в зависимости от обработки – голландские или английские со строгими требованиями к длине и обхвату в вершках и саженях. (Сажень – 213,36 см, вершок – 4,445 см). Исключительно для Риги заготавливали брёвна из сосны и ели длиною от 2 до 4 саженей, которые в торговле назывались «норвежские капбалки», а в народе «чертовки», а ещё слиперсы, мауерлаты, латы. Суковатые, корявые сосны шли на дрова.
В Риге английские и немецкие торговые фирмы закупали наш лес через посредников на местах и переправляли его в Англию, Голландию, Францию и даже Швецию, «изобилующую своим лесом». Вывозили лес с делянок по зимнему пути на санях между осенней и весенней распутицами на склады, которые лесопромышленники держали у пристаней в Бабиновичах и Добромыслях. Отсюда по Лучесе и Чернице сплавляли плотами и на судах в Западную Двину и по ней в порты Балтийского моря или в Днепр, а по нему – на юг в Чёрное море. Местные плотогоны называли это «ходить на гонки». Древесина у сосны лёгкая, в воде не гниёт, поэтому сплавлять её было выгодно и удобно.
После того, как через наши земли пролегла железная дорога, отправка леса началась со станций Шибекино и Крынки. Перед Первой мировой войной купец Барышкин выкупил у помещика Комаровского 5000 десятин леса и построил в Добромыслях лесопильный завод. Для отправки продукции в Ригу он выстроил узкоколейную железную дорогу в один путь от деревни Бондоры, это возле Горбово, до станции Выдрея.
С 1885 года небольшие лесопильные заводы работали в Перемонте и Костеёво, а с 1900 по 1905 – в Лиозно. В десятые годы ХХ века возле станции Шибекино появились склад лесоматериалов и лесопильный завод с 18-ю работниками. Лесопромышленники покупали делянки леса у помещиков, вырубали его и доставляли сюда. Готовая продукция вывозилась по железной дороге и на восток в Москву, и на запад. Но железнодорожная доставка была дороже сплава где-то на треть, так что отправляли по рельсам только самый качественный лес.
Сегодня другие суда и другая технология производства, но и в наше время лучшего средства для пропитки судового снаряжения, чем смола и сосновый дёготь, нет, несмотря на все достижения химии. А ещё это смазочные масла, лаки и сургуч, скипидар и канифоль, камфара и краски, пропитка для бумаги и тканей, компоненты мыла и парфюма.
Сосновая живица дезинфицирует воздух и полость рта, заживляет раны и воспаления, её используют в медицине. Воздух в сосновом бору насыщен фитонцидами, которые повышают иммунитет, бактерий в нём меньше в 150 раз, чем в городском. Поэтому сосновый лес так хорош для людей с аллергиями и заболеваниями бронхов и лёгких, туберкулёзом и нервными болезнями. Если посидеть на скамье, изготовленной из сосновой древесины, то расслабляешься и успокаиваешься. Такие скамьи делают сейчас специально. А наши предки клали в подушки от хворей сосновые веточки, а для отпугивания злой энергии прятали их под входной дверью в дома. Сосновый лес площадью 1 гектар может задержать до 35 тонн пыли в год. А ещё сосны улучшают почву, обогащают её полезными веществами, закрепляют пески и задерживают влагу.
В ход идёт и кора, из которой получают дубильные вещества, а пробковый слой применяется для производства теплоизоляционных плит. Из хвои делают витаминную муку и различные добавки к кометическим средствам и зубным пастам.
Уже в ХІХ веке поднимали вопрос о сохранности лесов, пытались внушить, что вырубки не должны превышать естественный прирост. В то время у нас искусственно лес не выращивали – только то, что само вырастет. Лесничества и их сотрудники: лесничие, лесные ревизоры, объездчики – были только в казённых, то есть принадлежащих государству лесах, которых у нас не было. А ещё, как и сейчас, опасались пожаров. Причинами их были и сухая погода, как в 1882 году, и неосторожность пастухов, «раскладывающих огни в лесах», и преднамеренные поджоги крестьянами, чтобы увеличить площади под пастбища. А ведь после каждого пожара сосновый лес может восстановиться только через 20-30 лет.
Сегодня вопросами охраны, выращивания и заготовки леса в районе занимается созданный в 1984 году лесхоз. Это шесть лесничеств, лесопункт, питомник, деревообрабатывающий цех в Бабиновичах и база отдыха «Сосновый бор» в Добромыслях. Около 300 сотрудников, современные мастерские и техника, даже пожарная машина. В 1998 году между озёрами Ситно и Зеленское в окрестностях Бабинович организован Республиканский ландшафтный заповедник «Бабиновичский».
В питомнике выращивают сеянцы сосны и ели из полученных здесь же семян. Ухаживать за малышами нужно очень тщательно: удобрять, пропалывать, беречь от высыхания и болезней.
Вот сколько труда и заботы нужно приложить, чтобы сохранить эту красоту и это богатсво – наш лес. Древние греки когда-то сложили миф о том, что сосна – это нимфа утренней зари, которую из ревности заколдовал повелитель северного ветра бог Борей. Так ли это? Но то, что наши сосны – это чудо из чудес, существующее в природе рядом с нами, несомненно. А не прогуляться ли нам в сосны?

Ольга Печёнова,
заведующий отделом по работе с детьми РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ ЦБС

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости