Недавний случай, произошедший в районе, показал необходимость ещё раз предупредить читателей об опасности общения с кибермошенниками. Напомним: 1 июля в милицию обратилась жительница горпосёлка, 1957 г.р., с заявлением о том, что после общения по мобильному телефону с якобы сотрудниками правоохранительных органов с её банковской карты исчезли 1486 рублей.

Формируем правильное отношение к денежным средствам, заработанным честным трудом, на примере печальных жизненных историй граждан нашего района, вместе с начальником уголовного розыска Лиозненского РОВД Степаном Лысенковым.

– Степан Сергеевич, на протяжении последних пяти лет тема киберпреступлений не теряет актуальности…

– И продолжает быть проблемной для правоохранительных органов. Каждый год мы фиксируем большое количество потерпевших, а суммы причинённого ущерба значительно выше, чем по фактам обычных краж, грабежей или разбоев. Связано это с неосведомлённостью граждан о приёмах мошенников, а также излишняя доверчивость к телефонным звонкам. Причём, это не обязательно касается людей пожилого возраста.

По-прежнему самым распространённым видом кибермошенничества остаётся вишинг. Это звонки на абонентские номера: посредством интернет-мессенджеров (вайбер, ватсап, телеграм), от лица представителей организаций, будь то банковские учреждения, операторы мобильной связи, правоохранительные органы (сотрудники милиции, следственный комитет, комитет госбезопасности). Мошенники используют психологические приёмы, подкованы в юридических и технологических вопросах.

– Приведите пример наиболее часто встречающихся схем.

– Звонящий представляется сотрудником оператора мобильной связи и предлагает продлить срок действия абонентского номера. Абонент, который длительное время пользуется своим номером, не хочет его терять и соглашается сообщить свои паспортные данные, фамилию, отчество, год и место рождения, идентификационный номер. Часто граждане не знают, если они заключили договор, к примеру, с МТС, то никаких действий по его продлению и подтверждению своих данных проводить не нужно. А вот мошенники таким способом получают сведения о личных данных человека, которые необходимы, например, для оформления онлайн-заявки на кредит либо для оформления регистрации на каком-либо сайте. Далее предлагается сообщить СМС-код, который придёт якобы для подтверждения операции по продлению абонентского номера. Гражданин сообщает этот код и, соответственно, позволяет мошенникам оформить кредит либо банковскую карту, с помощью которой в последующем мошенники смогут осуществлять переводы денежных средств, которые были похищены у иных лиц. Человек даже знать не будет о том, что на его имя оформлена виртуальная банковская карта, которая будет использована для запутывания следов по выводу денежных средств. В последнее время участились случаи видеозвонков. На той стороне мошенники выступают перед гражданами в антураже рабочего кабинета, в форме, например, милиционера. На заднем фоне будет висеть государственный флаг, портрет Президента. На самом деле это просто постановочная съёмка, чтобы жертва поверила в реальность происходящего.

– Многие граждане хорошо понимают, что звонит мошенник, и прекращают беседу…

– На протяжении двух лет мы замечаем небольшое, но всё-таки снижение количества киберпреступлений. Это стало возможным благодаря широкомасштабной профилактической работе. В большинстве своём люди научились не попадаться на уловки мошенников. Чтобы общими усилиями остановить поток киберпреступлений, проводим разъяснительные беседы в трудовых коллективах, при выбытии на сообщения, при обходе жилого сектора, при общении с гражданами на своём административном участке, настойчиво просим граждан доносить информацию до своих родственников. Только таким образом мы можем с этим действенно бороться. Хотим донести до сведения граждан, что, даже если вы положили трубку, поняв, что это мошенники, свяжитесь с правоохранительными органами. Это необходимо для того, чтобы получить сведения об абонентском номере, с которого звонили и, к примеру, заблокировать его, тем самым в какой-то мере «усложнить» жизнь мошенников.

– Тем не менее, отдельные доверчивые граждане всё же попадаются в сети злоумышленников…

– К сожалению, да. В начале года к нам обратился молодой человек с высшим образованием, работник одной из сельхозорганизаций района по поводу того, что в мессенджере ему позвонили мошенники, представились сотрудниками правоохранительных органов. Они сообщили, что на его имя взят кредит. Чтобы его заблокировать, нужно срочно брать иной кредит. Посоветовавшись с родственниками, человек оформил онлайн-кредит в одном из банков на сумму более 18 тысяч рублей. И это всё несмотря на то, что пострадавший буквально накануне присутствовал на профилактической беседе в своей организации. Беда в том, что банк в любом случае будет требовать возвращения денежных средств.

– Часто ли удаётся вернуть деньги?

– По статистике в республике раскрывается каждое пятое такое преступление. Этот показатель с каждым годом растёт, однако вопрос возврата денег по-прежнему достаточно сложный, так как деньги уходят в основном за рубеж. С прошлого года в Беларуси действует механизм блокировки счетов, на которые были переведены денежные средства по указке мошенников. В чём он заключается? Информацию о переводе мы вносим в специальную программу в течение часа после поступления заявления. Она направляется в Национальный банк Республики Беларусь, который, в свою очередь, использует блокировку дальнейшего движения денежных средств. Поэтому, если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно сообщайте об этом в милицию.

– Какая статистика по нашему району?

– За шесть месяцев минувшего года в районе было совершено десять киберпреступлений, в этом году – восемь. Из них три относятся к категории тяжких. Ущерб по каждому из этих преступлений составил более 10500 рублей. В прошлом году житель района потерял 14 тысяч долларов на том, что доверил деньги лжеброкеру, вложив их в несуществующие ценные бумаги. В интернете был создан фейковый личный кабинет, где потерпевший следил за движением своих финансовых активов. Наблюдал, как они «растут». По предложению «брокера» вкладывал всё новые денежные средства, пока их запасы не иссякли. Как только мошенники это поняли, сразу же оборвали связь с жертвой.

– Спасибо за беседу.

Правила кибербезопасности от Степана Лысенкова:

  • Если незнакомый заводит беседу про ваши деньги, прекратите разговор.
  • Не доверяйте незнакомым и не выполняйте то, о чём они просят, даже если обещают помощь в сохранении денежных средств.
  • Не устанавливайте непроверенные программы на свои электронные устройства по указанию незнакомых лиц.
  • При совершении покупок в сети интернет производите оплату только после получения товара и проверки его состояния.
  • Не забывайте, что мошенники могут представляться вымышленными данными, использовать для подтверждения личности фотографии чужих паспортов, чужие аккаунты в соцсетях, чужие абонентские номера.
  • Не доверяйте красивому оформлению сайта или страницы интернет-магазина, комментариям пользователей.
  • Сотрудники правоохранительных органов и работники банков не звонят в мессенджерах и не просят оформить кредит или оказать содействие в поимке злоумышленников, а также не предлагают застраховать и обезопасить денежные средства.
  • Обращайте внимание на абонентские номера, с которых вам звонят в мессенджерах, чаще всего абонентские номера, с которых звонят злоумышленники, принадлежат иностранным государствам.
  • Не сообщайте неизвестным лицам свои персональные данные, реквизиты банковских карт, SMS-коды.
  • При поступлении подобных звонков немедленно прекратите разговор и сообщите о произошедшем в милицию.

Ольга Пинчук.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости