«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», – написали 90 лет назад И. Ильф и Е. Петров в бессмертном «Золотом телёнке» и даже не предполагали, насколько верно заглянули в будущее. Современная жизнь не представляема без авто, от скромного экономкласса до роскошных представительских лимузинов, сходящих с конвейеров по всему миру. И среди всего этого разнообразия и великолепия мы поговорим сегодня о «Ниве».
5 апреля 1977 года на Волжском автомобильном заводе в Тольятти увидел свет этот чудо-автомобиль – ВАЗ-2121 «Нива». Никогда в мире до этого джип-внедорожник не строился на узлах легковушки. Конструкция, созданная в СССР, стала революцией мирового автопрома. Полноприводная AUDI QUARTO появилась в 1980-м, на 3 года позже. Япония догнала СССР по этому показателю только в 1990 году. За основу своей будущей Suzuki Vitara японцы взяли именно «Ниву»: формы, подвески, тормоза. Немцы писали: «Нива» проходит даже там, где не смогли пройти танки «Бундесвера».
В последней четверти ХХ века «Ниву» покупали более чем в 100 странах. В 80-е годы в Новой Зеландии 40% всех внедорожников приходилось на «Ниву», в Австрии – 90%. Это единственный российский автомобиль, который официально покупала Япония. Во Франции он вообще стал культовым. Когда в это время в Европе случились снежные заносы, произошёл транспортный коллапс: встали все машины, кроме нашего внедорожника. В Англии его фанаты издавали свой журнал. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нивы».
В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира. И это не единственный её рекорд. Она участвовала в ралли «Париж-Дакар», «Париж-Пекин», «Ралли фараонов», «Крыша Африки». «Нива» побывала на всех шести континентах Земли, даже в Антарктиде, где вообще нет никаких дорог. Здесь она 12 лет прослужила на российской полярной станции «Беллинсгаузен», перевозила грузы и буксировала суда при температуре до минус 54 градусов и наездила 40 тысяч километров. В апреле 1998 года ВАЗ-2131 «Ниву» сбросили на парашюте на Северный полюс. После приземления на лёд и освобождения от строп она прекрасно завелась и преодолела заданный маршрут. В 1999 и 2000 годах снегоболотоход «Лада-Нива-Марш», созданный на агрегатах «Нивы», ещё дважды покорил Северный полюс.
В том же году машина своим ходом достигла площадки на Эвересте на высоте 5200 метров, а в 1999 году с группой альпинистов совершила восхождение на Тибет на высоту 5726 метров, которую на «колесах» не преодолевал до этого ещё никто в мире, и вошла в «Книгу рекордов Гиннеса».
А создателем этого русского внедорожника, его «отцом» является наш земляк из Зубков Пётр Михайлович Прусов, главный конструктор Волжского автомобильного завода.
Заслуженный машиностроитель, заслуженный конструктор России, президент Ассоциации автомобильных инженеров, первый в российской истории председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов, доктор технических наук, профессор. Тема его докторской диссертации – «Типаж легковых автомобилей СССР». Он – единственный советский и российский автоконструктор, в честь которого на Аллее технической славы выдающихся деятелей мирового автопрома в городе Флинте (США) была установлена именная Звезда под номером 58. Японская компания Suzuki в 1986 году подарила П.М. Прусову рекламный проспект с надписью «крёстному отцу».
В 2010 году Прусов занесён в энциклопедию «Who is who в России» Международного Швейцарского энциклопедического издательства с официально зарегистрированной регалией (крест) Hubners Who is Who. По данным этого издания он удостоен 16 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовой медали ВДНХ СССР. Среди его многочисленных наград – Золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть».
Родился Пётр Михайлович в Зубках 6 января 1942 года, накануне Рождества. Грустное это было Рождество. Мальчик, пятый ребёнок в семье Прусовых, появился на свет в разгар войны на захваченной фашистами земле. Отец – колхозный бригадир – был на фронте. И все тяготы легли на маму, простую крестьянку Ольгу Емельяновну. Отцу посчастливилось вернуться с войны живым, а вот старший брат, двадцатилетний Андрей, в 1943 погиб под Орлом. Отца не стало в 42 года. В трудное голодное время дети сызмальства были приучены к труду, которого в крестьянской семье всегда хватало. В 6 лет Петя уже был свинопасом.
Трудолюбивый мальчишка жадно тянулся к знаниям, рос удивительно любознательным и изобретательным. В 5-м классе Петя прочитал книгу А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» и загорелся идеей сконструировать свой гиперболоид. Вместе с другом они, где правдой, где нет, разыскали увеличительные стёкла и создали свою первую техническую систему, которая в ходе испытаний подожгла скирд сена на дворе у Прусовых.
После окончания школы №2 (русской) Пётр поступил в Городокский техникум механизации. За время учёбы освоил около десятка специальностей – от тракториста до сварщика. Его неуёмная натура и здесь жаждала изобретательства. Итогом стали мойки для деталей и картошки, дойка для коров и агрегат для дробления камней. В 19 лет у него уже было 4 авторских свидетельства. Практику проходил на целине в Казахстане и получил медаль целинника.
В Горецкую сельхозакадемию он поступил сходу, но проучился только год, вернулся домой и устроился на работу инженером в колхоз имени Калинина. Оттуда его и забрали в армию. Всё складывалось прекрасно: в огромном СССР он служил в родной Беларуси, под Минском. Имея права тракториста, легко выучился на водителя-механика танка. И тут судьба совершила вираж и забросила его в Африку, в Алжир. По воле присяги попал в группу военных для разминирования территории этой страны в ходе алжиро-французского конфликта. В жаркой Африке температура в танке достигала 70 градусов. Однажды в пустыне Сахара мина взорвалась прямо под днищем танка. Петра ранило осколком и контузило. Помощь пришла только через пять дней. Но, самое ужасное, пока его искали и лечили в госпитале, домой прилетела похоронка. Мама поседела мгновенно. В далёкой южной стране на скромном обелиске среди имён погибших русских и французов нанесено и имя Петра Прусова.
Но он выжил, вернулся на родину и поступил в Запорожский машиностроительный институт по специальности «автомобили и тракторы». Подрабатывал грузчиком, кочегаром, лаборантом, летом со стройотрядом отправлялся в Тюменский край, где был его командиром. А на последних курсах уже работал в конструкторском бюро автозавода «Коммунар», который выпускал «Запорожцы». Здесь умудрился скомпоновать автомобиль «Тяни-толкай», единственный в мире, где двигатели двух соперничающих типов работали в одной упряжке.
Институт Пётр окончил с красным дипломом и, несмотря на уговоры остаться в Запорожье, в 1970 году выбрал для дальнейшей работы ВАЗ – Волжский автомобильный завод в Тольятти.
Его назначили инженером-конструктором. Нужно сказать, что в том году на ВАЗ из Запорожья по распределению прибыли около 20 выпускников. Но именно Прусов сразу взял высокий старт и вскоре стал выполнять обязанности ведущего конструктора. Первая же его разработка повысила износоустойчивость шин. Как он сам с усмешкой говорил, помог ему в этом деле опыт колхозного механика, который и позже не раз пригодился. Практически во всех серийных моделях ВАЗа есть частицы его участия, даже в авто 1101 «Чебурашка».
А легендарным его сделала именно «Нива». Или он сделал «Ниву» легендарной? Ведь планировалась она как машина для сельской местности с нашими «прекрасными» дорогами. И это не единственная ассоциация нашего Прусова и великого Генри Форда, который создавал свои первые авто, насмотревшись на тяжёлый труд отца-фермера. «Нива» была нелёгкой работой. Всё было очень и очень непросто, машина создавалась в спорах и «вопреки». Конструктор с единомышленниками задумал в ней «всё наоборот», стремясь сделать очень современной. Определялись комфорт, плавность хода, проходимость по снегу и песку, подъём в гору, скоростные свойства, надёжность, тормоза, управляемость, устойчивость. У Прусова ничего бы не получилось, если бы не упорный настойчивый характер. Случайно главными конструкторами ВАЗа не становятся. Смелый, решительный, в чём-то авантюрный, он умел рисковать и всегда отвечал за свои поступки. Коллеги вспоминают, что вначале идеи Петра Михайловича казались им нереальными и парадоксальными, а потом всё получалось «по-прусовски». И всё сладилось. От замысла внедорожника на базе легкового автомобиля до схода с конвейера первой машины прошло 5 лет. «Нива» стала автомобильным фурором. Это коллективный труд конструкторов, дизайнеров, технологов, испытателей.
А объединить их, выбрать из множества наработок – самое-самое, скомпоновать все узлы в один механизм – всё это сделал Прусов. Для Англии, Австралии, Японии сконструировали «Ниву» с правым рулём. Её собирали в шести странах, в том числе в Бразилии, Греции и Канаде.
А потом ещё Пётр Михайлович разработал компоновку плавающего авто специального назначения ВАЗ-2122, стоял у истоков длиннобазных вездеходов , пикапов и минивэнов на базе «Нивы», разрабатывал модели «Рапан», «Рикша», «Родстер». Принимал участие в создании всех ВАЗовских семейств LADA Samara, LADA Priora и LADA Kalina, малышек «Ока» и вездеходов ВАЗ 2123, ставших впоследствии Сhevrolet NIVA. И такси, и скорая помощь, и свадебный лимузин, и авто для езды на Северном полюсе и в высокогороном Тибете, и броневики и внедорожники для путешественников. И даже – болотоход для военных и оригинальная модель для цирка Юрия Никулина, водителем которой был медведь.
Блистательный конструктор, он обладал прекрасными организаторскими способностями. Его стилем работы была «японская схема», по которой не работники идут к начальнику, а наоборот начальник идёт к подчинённым. В кабинете его застать было практически невозможно, а поначалу и кабинета не было. Именно он организовал сильнейшую в стране команду по сертификации автопродукции, которая позволила экспортировать «ЛАДУ» по всему миру. Он не дал упасть своему автодетищу в период развала страны, когда рушилось всё и вся. Когда прекратилось финансирование, а деньги стремительно обесценились, он ратовал за строительство новых и реконструкцию старых автопредприятий.
С ним всё, что казалось невозможным, становилось реальностью. Лидер и боец. А ещё заводной, прекрасный рассказчик с отличным чувством юмора и поражавшей всех памятью. Его называли человек-энциклопедия. Этот, казалось бы, технарь до мозга костей ещё и писал стихи:
Но ты поверь, почувствуй и поверь,
Что каждый зверь по-своему мятежен,
Что иногда и косолапый зверь
Бывает тих и даже очень нежен.
И верю я, что уж никто другой
Не затемнит моей звериной рожи.
Как хорошо, что я один такой,
Ни на кого на свете не похожий.
У «Нивы» – очень трогательная история названия. Это заглавные буквы имён дочерей Петра Михайловича: Натальи и Ирины и сыновей первого главного Конструктора ВАЗа: Вадима и Андрея. Дети и внуки были для него святы, и не только свои. Он заботился об их творческом развитии. И в Тольятти возникла детская школа искусств «Форте». Наверное, единственный из современных лиозненцев Прусов общался вживую с Марком Шагалом, это было в Париже.
Его не стало в год 40-летия создания «Нивы» 19 марта 2017 года. На могиле на гранитной плите изображена его любимая ВАЗ 2121 «Нива». Многие современные конструкторы называют себя его учениками, а его – Учителем с большой буквы. После ухода мастера в России прошёл Всероссийский конкурс детского творчества «Наследие», посвящённый его памяти. 2 марта 2018 года в Научно-техническом центре ВАЗа установили бюсты двух главных конструкторов, оказавших наибольшее влияние на отечественную и мировую автомобильную промышленность: Петра Прусова и Владимира Соловьева. 10 августа 2018 года в Зубках открыли мемориальную доску, уже несколько раз на Лиозненщине прошёл автопробег памяти.
Человек мира, Пётр Прусов горячо любил свою малую родину и приезжал сюда при первой возможности до последних дней. Родные Зубки он с присущим ему юмором называл центропупом, а Минск, Москву, Санкт-Петербург и другие города – всего лишь окрестностями. Со своим детищем, «Нивой», он сумел проехаться от Зубков по всему земному шару и даже подняться на Эверест.
Ольга Печёнова, заведующий отделом по работе с детьми ЦРБ.