Только побывав несколько раз в отделении дневного пребывания для граждан пожилого возраста при нашем ТЦСОН, я узнала, какие же удивительные эти «граждане»: энергичные, задорные, любознательные. Они занимаются спортом и рукодельничают, поют и танцуют, участвуют в различных акциях и конкурсах, устраивают вечера отдыха, а ещё очень любят путешествовать. Вот и недавно наши туристы отправились в Смоленск. Мне посчастливилось принять участие в этой поездке. Рассказать о ней читателям «районки» хочу, проведя четыре своеобразные параллели – некоторые из многих точек соприкосновения Смоленска и Лиозно.

«Лёзныя» люди

По маршруту, который разработали сотрудники отделения С.О. Слижикова и И.И. Атрощенко, доброжелательный водитель Николай везёт нас по шоссе. Без проблем пересекаем белорусско-российскую границу, позади Рудня и Голынки. И вот здесь, чтобы оказаться в первом пункте нашего путешествия, сворачиваем с трассы налево: наш путь лежит в Зарубинки. Природа вокруг – загляденье: зелёные-презелёные луга и перелески. И вот они расступаются, и перед нами на холме вырастает храм из красного кирпича, над крышей – купола и строительные леса. 120 лет назад, в 1905 году, его заложили в большом селе Зарубинки, насчитывающем тогда 900 дворов, и через 7 лет освятили во имя Архистратига Михаила, с приделом Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Вроде, не самый древний, не самый большой, но удивительный. Благословение на его строительство дал сам Иоанн Кронштадский, он же пожертвовал деньги, на которые возвели из местного гранита фундамент собора. И сложен он из своего кирпича. Специально для храма выстроили кирпичный завод, деньги на него – 1000 рублей золотом – подарил царь Николай Второй. А озеро, которое раскинулось рядом, образовалось на месте карьера, где брали глину.

Даже после революции, в 20-30-е годы, когда от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви, храм был открыт. И всё же перед Великой Отечественной войной его закрыли, разобрали колокольню, сняли колокола. Потом война, антирелигиозная политика, вырождение села, долгие годы храм не жил – выживал. В 2015 году патриарх Кирилл назвал его приход самым бедным в Смоленской губернии. И вот в 2018 году началось возрождение храма.

Когда-то в далёком ХVI веке князь Иван Асовицкий привёз на место будущего Лиозно мужиков из села Микулино (сейчас Смоленская область). «Возвели они замок для князева ночлега, дома для челяди поставили, мосты навели через Мошну. И, конечно, церковь из дерева построили, в честь святой Марии Магдалины освятили её. Любовались и удивлялись местные жители, глядя на мастерство заезжих строителей, но между собой все равно именовали их «лёзными», что значило чужими, пришлыми». И вот теперь храм в Зарубинках на Смоленщине возрождают «лёзные люди» – наши лиозненские батюшки – иеромонах Феодосий (Хоменя) и отец Владимир (Чепуров).

Отец Феодосий:
– Мы приехали в Зарубинки 8 марта 2018 года… Стоял 20-градусный мороз, снег по колено. Начали с уборки. Люди из окрестных мест пришли помогать. Вынесли несколько тонн мусора с чердаков, где жили птицы. И уже в ближайшее воскресенье мы служили литургию… Пришлось отчищать стены от чёрной эмали, которой храм был выкрашен внутри. Приобрели утварь, облачения, плащаницу, книги. Отремонтировали крышу, возвели часть куполов, заказали новые колокола, идёт ремонт внутри. Но работы ещё очень и очень много.

При храме по предложению Феодосия появилась небольшая обитель, в ней 7 монахинь. Большое хозяйство: коровы, куры, поросята, пасека, сад. Это титаническая работа. Но храм возрождается и живёт, хотя села Зарубинки уже давно нет, вокруг только луга, поля, холмы. Как же благостно встречали нас монахини и отец Владимир. Узнав, что мы из Лиозно, показали и храм, и своё хозяйство, и стадо коров.

Крестный ход «Одигитрия»

А нам нужно ехать дальше – впереди Смоленск, город-щит, город-герой, город-святыня. И первым нас встречает на высоком холме символ древнего города – Успенский собор. Сюда мы и направляемся. Скажу сразу, рассказывать о нём бесполезно – его надо увидеть своими глазами. Храм строили 100 лет на Соборном холме, на месте церкви, которую возвёл ещё в 1101 году Владимир Мономах. За свою многовековую историю собор много раз мог быть разрушен, но уцелел. В 1812 году его спас сам Наполеон: увидев такую красоту, выставил охрану. В 1941 году, когда наша армия оставляла город, собор было велено взорвать, но генерал Лукин приказ не выполнил, за что его чуть не расстреляли. Когда немцы вошли в Смоленск, храм уцелел благодаря немецкому генералу Гудериану, который приказал его не трогать.

Главная святыня собора – Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Она – путеводительница, так переводится с греческого это слово, ограждающая от врага. Перед ней молятся о сохранении жизни воинов, о мире на родной земле и в семьях, о помощи в путешествиях. Именно сюда, к иконе, уже на протяжении 20 лет ежегодно идёт крестный ход «Наш общий путь – Одигитрия». Он начинается 5 августа в Витебске, проходит через Лиозно, границу, Рудню – 130 км – и через 5 дней прибывает в Смоленск, чтобы 10 августа, в день почитания иконы, принять участие в торжествах. Его главная цель – ещё раз показать, что народы России и Беларуси разделить невозможно.

Твардовский

Смоленск – город воинской славы, которую здесь свято чтут. В его центре расположена площадь Победы. На ней в тенистом сквере стоит уникальный памятник – единственное в мире скульптурное изображение автора и его литературного героя. Александр Твардовский и Василий Тёркин ведут задушевный разговор. Им есть что вспомнить, оба прошли всю войну. С первых её дней Александр Трифонович – на фронте: журналист, военный корреспондент. А нам дорого то, что служил он в газете «Красноармейская правда» 3-го Белорусского фронта, который освобождал Лиозно, бывал в нашем городке. «Эта земля: Смоленск – рубеж – Витебск – так много вобрала в себя и стольким не дала дойти даже до половины своей, что мы, живые, вряд ли осознаем это когда-нибудь», – писал он в своём дневнике 43-44 гг. Именно в этой газете появился и Василий Тёркин, самый народный и любимый миллионами герой. Кстати, уроженец Смоленщины Твардовский называл себя белорусом, а Беларусь – родной.

Мария Октябрьская

А рядом с площадью у знаменитой крепостной стены – каменного ожерелья России – сквер Памяти Героев. Здесь покоятся люди, погибшие за Отечество. Таких мемориалов в России два: В Москве, на Красной площади у Кремля, и в Смоленске. Именно здесь похоронена наша Мария Октябрьская. Первая в мире женщина – механик-водитель танка. Герой Советского Союза. Воевала на танке «Боевая подруга». В бою за Крынки танк был подбит, а Мария ранена. Её отправили в госпиталь в Смоленск, но рана оказалась смертельной. С воинскими почестями её похоронили в сквере Памяти Героев. А у нас в Лиозно её имя носят улица и школа.

Какими, оказывается, крепкими нитями связаны наша Лиозненщина и смоленская земля. Конечно, в Смоленске ещё много интересного, но нам пора домой. Мы возвращаемся. Руководитель Светлана Олеговна говорит, что наша поездка проходила в рамках договора о международном сотрудничестве Лиозненского района и Смоленской области. Мне кажется, мы его выполнили на все сто процентов.

Ольга Печёнова.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости