Президент Беларуси подписал ключевой документ по улучшению бизнес-климата в стране.
Александр Лукашенко 23 ноября подписал декрет “О развитии предпринимательства”, который является ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране.
Декрет предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.
Для достижения этих целей вводится уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности.
Их перечень определен декретом: это бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа, производство продукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности. Таким образом, действие документа охватывает сферы, в которых сосредоточено около 95% малого и среднего бизнеса.
Теперь для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать единственное уведомление в исполком через службу “одно окно” (допускается почтовое отправление с уведомлением о вручении) либо с помощью портала электронных услуг. На следующий день уже можно будет заниматься заявленным видом деятельности.
Декретом также утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. Они будут являться обязательными для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности.
Положения иных технических нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере, теперь будут носить для предпринимателей сугубо рекомендательный характер до их отмены.
Декретом максимально упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур, получением большого количества справок, согласований и иной разрешительной документации.
Так, предприятиям сферы торговли и общественного питания не нужно будет обращаться в исполкомы за согласованием режима работы магазинов, ресторанов и кафе. Исключение сделано только для заведений, работающих в ночное время (с 23 до 7 часов). В сфере транспортной деятельности уходит в прошлое обязательное требование об оформлении путевых листов для перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.
Отменяются иные излишние и экономически затратные требования и ограничения для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и других.
Одновременно декрет устанавливает административную ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие им необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее вредные последствия, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф от 10 до 200 базовых величин.
Данная мера призвана на фоне либерализации требований повысить ответственность бизнеса за свою деятельность перед обществом и государством.
Декрет призван придать необходимый импульс развитию предпринимательской инициативы, стимулировать деловую активность граждан и в целом улучшить инвестиционный климат в стране.
В Беларуси до 2020 года не будут повышать и вводить новые налоги
Это предусмотрено декретом №7 “О развитии предпринимательства”, который подписан 23 ноября Президентом.
Декретом установлен запрет на повышение налоговых ставок, а также на введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 года.
Субъектам хозяйствования, занимающимся розничной торговлей через интернет-магазин, предоставлено право с 1 января 2018 года применять упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, не производится взыскание налогов с субъектов хозяйствования в случае непредставления требования об их уплате в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключение составляют случаи превышения проверяемого периода 5 лет (согласно законодательным актам), представления субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Обязательные для соблюдения субъектами хозяйствования технические нормативные правовые акты (ТНПА) должны пройти юридическую экспертизу на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров. Экспертиза будет проводиться Национальным центром правовой информации. Данные ТНПА будут включаться в Национальный реестр правовых актов и официально публиковаться на Национальном правовом интернет-портале.
Совмин в течение трех месяцев должен обеспечить разработку и размещение на едином портале электронных услуг и сайте Национального агентства инвестиций и приватизации методических рекомендаций по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности. Такой же срок отводится для сокращения видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия.
В Беларуси намерены предусмотреть максимальный отказ от лишения свободы за экономические преступления
Это предусмотрено декретом №7 “О развитии предпринимательства”.
Национальному центру законодательства и правовых исследований вместе с Советом Министров при разработке проекта закона о внесении изменений в Уголовный кодекс необходимо скорректировать меры ответственности за экономические преступления.
В частности, нужно предусмотреть максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений. Отдельные составы экономических преступлений предусматривается перевести из категорий тяжких или менее тяжких в категории менее тяжких или не представляющих большой общественной опасности соответственно.
Кроме того, поручено предусмотреть максимальный отказ от рассмотрения в отношении экономических преступлений такого обстоятельства, как “совершение преступления группой лиц или организованной группой”, в качестве квалифицирующего признака, влекущего повышенную уголовную ответственность.
Предполагается также увеличить размер крупного и особо крупного ущерба, влекущих более строгую ответственность, а также исключить использование неоднозначных и оценочных определений в уголовном законодательстве.
Минэкономики ожидает первых результатов от принятия декрета по предпринимательству в I полугодии 2018-го
“Первые результаты от принятия этого документа должны появиться уже в первой половине 2018 года”, – сообщил заместитель министра экономики Дмитрий Матусевич.
Он подчеркнул, что декрет по развитию предпринимательства имеет идеологическую направленность. “Поэтому можно сказать, что он вступает в силу с момента подписания, потому что там заложены принципы, которые кардинально меняют отношение государственных органов к бизнесу. При этом декрет будет распространяться не только на малый бизнес и ИП, но также на весь бизнес”, – заявил он. Замминистра уточнил, что конкретные нормы декрета вступают в силу в разные сроки: какие-то после официального опубликования, какие-то – спустя полгода.
Документом в стране введен уведомительный принцип работы, пояснил Дмитрий Матусевич.
“Этот принцип введен в нашей стране так массово впервые. Мы считаем, что это позволит более оперативно и мобильно открывать новые предприятия, производства, создавать новые рабочие места буквально на следующий рабочий день после отправления уведомления”, – рассказал он.
“Кроме того, предусматривается заморозка увеличения налогов – по сути, это мораторий на введение новых налогов или других налоговых выплат до 2020 года. Также декретом предусмотрено, что изменится ответственность бизнеса и отношение к нему госорганов, органов расследования, судебных органов. Т.е. будет определена презумпция добросовестного поведения бизнесмена – на этой основе ему предоставляются широкие полномочия по определению своих непосредственных активностей, использованию или неиспользованию различных нормативных правовых актов, стандартов. При этом декретом вводится персональная ответственность руководителя в солидном размере, которая не будет касаться самого предприятия”, – пояснил Дмитрий Матусевич.
Замминистра отметил, что декретом предусматривается сокращение различных общих требований в сфере пожарной безопасности, ветеринарии, санитарно-эпидемиологических норм, упрощаются отношения в строительстве – к примеру, в регистрации объектов.
Отвечая на вопрос, ожидает ли Минэкономики увеличения числа предпринимателей после принятия документа, Дмитрий Матусевич сказал, что есть плановые цифры, которые определены госпрограммой развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. “Мы бы хотели, чтобы доля субъектов МСП до 2020 года выросла до 40%, но данный декрет – больше идеологический, хотя и имеет прямой экономический эффект. Хотелось бы, чтобы инвестиционный климат в результате принятия этого декрета улучшился и все это максимально быстро почувствовали”, – резюмировал он. Сейчас доля МСП в экономике – 25-27%.
Замминистра подчеркнул, что при разработке документа на общественное обсуждение выносились все без исключения предложения. “В этом году взаимодействие с бизнес-союзами, предпринимателями, союзами ремесленников имеют беспрецедентно высокий и очень конструктивный характер”, – констатировал он.