Как из Крынок коровы в Москву ездили, а сельчане сады садили и мёд ели, про сотни лимузинов и хвойный аромат в коровниках – в нашей беседе с бывшим зоотехником-селекционером одного из лучших племзаводов БССР Кларой Фёдоровной Гурской.
И хотя героиня нашей публикации в силу почтенного возраста уже давно на заслуженном отдыхе, она внимательно следит за обстановкой в сельском хозяйстве республики в целом и района в частности. В свои 86 лет хорошо помнит, как работали и в местном хозяйстве.
В начале пути
Но прежде, чем К.Ф. Гурская попала на крынковскую землю, ей пришлось перенести много испытаний. Родилась 13 февраля 1938 года в России, на самой границе с БССР в селе Микулино. Отец работал пионервожатым в школе в Заольше. В первые дни Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Домой одно за другим пришли два письма, а через некоторое время долетела весть о том, что Фёдор Филиппович Новиков пропал без вести под Вязьмой. С тех пор прошло более восьмидесяти лет, а новых сведений об отце разыскать так и не удалось. Мама работала санитаркой в больнице в Микулино. В начале войны сюда поступало много раненых, и Анна Ивановна пропадала возле них целыми сутками. Вскоре больница была полностью уничтожена во время вражеских бомбардировок. После освобождения Рудни А.И. Новикова работала поваром в детском доме.
– Мама готовила, а я проводила время с другими детьми в группе, – вспоминает К.Ф. Гурская. – В детском доме было хорошо. Мы не знали, что такое голод. Запомнился первый День победы. Мамы в комнате не было, я надела её платье, оно получилось мне до пят, красный берет и туфли на высоком каблуке и так отправилась к другим детям на праздник.
Переезд в Черныши
После войны Клара Новикова пошла в первый класс в Микулино. В 1947-м с мамой переехали в деревню Черныши, где Анна Ивановна трудилась на молокозаводе: сепарировали молоко, изготавливали сметану, били масло.
Клара окончила начальную школу в Погостище, а затем – семилетку в Крынках. Помнит, как старательно выводили строчки в тетради чернильными пёрышками, с каким воодушевлением ловили каждое слово учителя…
Трудовая жизнь началась у девушки в четырнадцать лет в полеводческой бригаде. В те времена в Крынках, кроме зерновых и картофеля, выращивали лён, кукурузу, морковь, капусту, свёклу, помидоры и огурцы, смородину, держали пасеку. В 50-е годы заложили прекрасный яблоневый сад, в посадке которого принимала участие и Клара Фёдоровна. После работы, как было заведено, участвовала в художественной самодеятельности.
Семейные узы
Молоденькая симпатичная девушка приглянулась местному трактористу Владимиру Гурскому из деревни Мисники. Свадьбу гуляли всей деревней, а директор племзавода Николай Вячеславович Кохановский привёз к праздничному столу целого поросёнка. Он же, кстати, вместе со счастливым отцом ездил на коне в Высочаны забирать первенца из роддома.
Поначалу молодожёны жили со свекровью и семьёй брата. Но материальная база племзавода крепчала. Строилось жильё, и Гурские вскоре справили новоселье в новом двухквартирном доме в центре Крынок. Окна выходили на столовую. К несчастью, случился пожар, и она сгорела. Пришлось отстраивать новую, на 50 мест (сейчас здание у Бешенковичского филиала облпо арендует индивидуальный предприниматель под магазин). А в 1987 году появился новый вид из окна – шикарное здание Дома культуры из красного кирпича.
Таёжная и Охотница
Хозяйство развивалось, и Кларе Фёдоровне предложили стать техником по племенному учёту при Витебском ветеринарном институте, а позже похожая должность (контролёр-ассистент по племучёту, техник по животноводству) появилась и на племзаводе. После завершения учёбы в Лужеснянском техникуме в трудовой книжке К.Ф. Гурской сделали новую запись: зоотехник-селекционер. Главным зоотехником-селекционером в то время работала О.И. Измалкова.
– В 1968 году Ольге Ивановне присвоили звание «Заслуженный зоотехник БССР», – говорит Клара Фёдоровна. – Она была очень грамотным специалистом, строгим и требовательным. Всё время проводила на фермах – в Крынках, Иваньково, Чернышах. Племзавод подчинялся Минскому племтресту. Коровы были высокопродуктивные. Хорошо зарекомендовали себя лимузины. Чёрно-пёстрых привозили из Польши, Литвы и Германии. А две коровы породы швиц – Таёжная и Охотница – даже ездили на ВДНХ в Москву. Мы возили их вместе с доярками Надеждой Павлючковой и Галиной Моисеенко.
Не только Клара Фёдоровна – любой житель Крынок старшего поколения подтвердит, что в коровниках всегда были чистота и порядок: свежая подстилка из опилок (имелась собственная пилорама), в помещении стоял аромат древесины и хвойных лапок, развешенных вдоль всего сарая. Возле каждого стойла размещалась табличка с кличкой коровы, датой рождения и другими данными. Уборкой доярки занимались в тёмных халатах. А вот доили исключительно в белых. Образ дополняла белая косынка. Вымя мыли махровыми полотенцами. Такое понятие как пьяная доярка даже представить себе было невозможно. В коровниках даже фикусы росли. Кормов всегда было в достатке.
Молоко население могло приобрести в ларьке недалеко от фермы. Выращивали на племзаводе и птицу, свиней, племенных лошадей. Жеребчиков продавали, а кобыл оставляли на завод. Но и уход за большим хозяйством требовал большой самоотдачи.
– Все труженики хозяйства болели душой за своё дело, не считались с личным временем, были очень ответственными. Не только рабочие, но и специалисты и камни собирали, и бульбу садили. Бывало, за ночь надо было успеть выгрузить вагон комбикорма. И тем же утром спешили на контрольную дойку в отдалённую деревню. Хорошо, если на лошади, а приходилось и пешком. Никто не стонал, не ныл. Все были дружные, трудолюбивые. У каждой доярки имелся блокнот, в который она вносила записи, когда корова телилась, когда пришла в охоту. Процент осеменения составлял самое малое 87%.
Лепестки памяти
– Помню, как к праздникам и выборам комсомольцы наряжали лошадей, запрягали в тройки, с песнями под гармошку ездили по деревням, привозили людей голосовать в сельсовет, – говорит К.Ф. Гурская. – Участвовали в концертах. Директоров за мою бытность сменилось много. Очень ответственным был Кохановский. Когда хозяйство возглавлял Яромир Венедиктович Около-Кулак, в центре деревне появился памятник телятнице с телёночком. А вот Александр Александрович Дунец большое внимание уделял художественной самодеятельности и поощрял её участников денежной премией. А какие маёвки проходили в парке! Играл свой вокально-инструментальный ансамбль, взрослые и дети веселились на танцплощадке! Время было совсем другое…
Вспоминая прошлые годы, Клара Фёдоровна листает книгу «Памяць. Лёзненскі раён». В ней можно прочитать немало статей и про Крынки. Одна посвящена её супругу. Владимир Устинович с 1973-го по 79-й был звеньевым по выращиванию картофеля. В 1976-м получил 256 центнеров с гектара. Награждён орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, грамотой Верховного Совета БССР. К сожалению, рано ушёл из жизни. Ему было всего 50 лет…
19 сентября 1988 года за добросовестный долголетний труд К.Ф. Гурская награждена медалью «Ветеран труда».
Всю жизнь Клара Фёдоровна очень любит цветы. В палисаднике ещё в марте из-под снега начинают выглядывать первоцветы, им на смену распускаются другие – и так до самых заморозков. Живёт пенсионерка сейчас с дочкой Раисой и младшим братом Валерием. У каждого из них своя квартира в Витебске, но большую часть времени они предпочитают проводить в родных Крынках. Раиса Владимировна, кроме того, поёт в составе вокальной группы «Крыница», которая всего за год своего существования успела покорить сердца не только местных жителей. На Рождество у Гурских есть добрая традиция собираться в родительском доме всей семьёй. Бабушка не нарадуется, когда в гости приезжают дети, трое внуков и пятеро правнуков. А недавно в доме появился ещё один повод для радости – пушистый котёнок по кличке Персик.
Ольга Пинчук.