Во Дворце Независимости 9 августа состоялся «Большой разговор с Президентом». Встреча главы государства Александра Лукашенко с представителями общественности, экспертного и медийного сообщества длилась около 8 часов 15 минут.
Участниками «Большого разговора с Президентом» стали около 300 человек. Всего же на встречу с главой государства пришло около тысячи заявок, причем треть из них от представителей зарубежья.
Нынешний «Большой разговор с Президентом» стал самым продолжительным мероприятием подобного формата. Прямую трансляцию «Большого разговора» вели около 20 медиаресурсов Беларуси, России и Украины, в том числе и на английском языке.
Традиционно вопросы, прозвучавшие во время встречи, касались внутриполитической ситуации в Беларуси, причем речь шла не только о политике, но и о развитии образования, совершенствовании системы здравоохранения, экономических процессах. Учитывая символичность мероприятия (оно проводится в годовщину президентских выборов), много вопросов было о событиях 2020 года – на них глава государства отвечал особенно подробно. Отдельной темой обсуждались отношения с Западом, противодействие санкциям и ситуация на границах с ЕС.
Гости из-за рубежа спрашивали главу государства о взаимодействии Беларуси с их странами, в частности с Россией, Украиной, Литвой, Польшей. А вот представители западной прессы как один решили сосредоточиться на вопросе о якобы избиениях и пытках в Беларуси. Но Президент, как и обещал, ответил и на этот вопрос, причем не единожды.
Участники «Большого разговора с Президентом» не ограничивались только вопросами, но и выступали с инициативами, высказывали свою точку зрения, дискутировали друг с другом и главой государства.
«Не обезумели и не ввели комендантский час» – Лукашенко о том, благодаря чему экономика Беларуси развивается
«Мы не обезумели и не ввели комендантский час, как от нас требовали, вы это помните», – сказал глава государства.
«Единственная страна и единственный Президент, он же диктатор, пригласил представителей ВОЗ, открыл двери всех учреждений здравоохранения», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко добавил, что в прошлом году падение мирового ВВП в отдельных, в том числе ведущих, странах было колоссальным. «Мы, по-моему, 0,1% или 0,2% всего лишь потеряли в прошлом году к предыдущему. То есть у нас в прошлом году был очень высокий уровень. И к этому высокому уровню года мы сегодня приросли – примерно 3,5%. Для нас это хорошие показатели. Понятно: все, что происходит, во многом обусловлено внешними факторами и внутренними. На внешних рынках цены на продукты, на другие виды товаров выросли значительно. А поскольку мы не закрылись в прошлом году, у нас достаточно было товара, чтобы на рынке предложить к этому спросу наш товар по высоким ценам. Поэтому мы получили хороший результат. В том числе и в плане внешнего сальдо платежного баланса. Оно у нас положительное», – констатировал он.
Президент отметил высокий спрос на белорусскую продукцию. «Не было бы счастья, да несчастье помогло. Во всем мире, особенно в нашей братской России, на постсоветском пространстве, Украине и так далее, люди еще раз увидели белорусскую продукцию. Особенно продукты питания. Мы наторговали за полгода около $3 млрд на продуктах питания и планируем в этом году превзойти $6 млрд. Но это не главный наш товар. То есть у нас было что при дефиците предложить миру. И мир купил. Ну, естественно, рост объемов. При таком спросе рост объемов нас просто спас», – пояснил Александр Лукашенко.
Лукашенко: мы остались вдвоем – Беларусь и Россия
«Не было бы счастья, да несчастье помогло, – сказал глава государства. – Мы остались вдвоем – Беларусь и Россия. Потому что удар оттуда наносился через Беларусь, как всегда было, в сердце России».
Как отметил Александр Лукашенко, ни одни страны не имеют такого взаимодействия, как Беларусь и Россия, поэтому государства без труда смогут совместно преодолеть любые санкции, вводимые против них. «Нам не надо переживать. Мы две самодостаточные страны. Имея наш опыт, нам даже много денег не надо, чтобы восстановить разрушенное и обеспечить людей всем необходимым. Раньше, например, женщины стояли в очереди за пачкой порошка, мы вместе за один год смогли возвести десяток предприятий, которые его производят. Свой народ не могли обеспечить продовольствием, а другим помогали. Мы извлечем опыт из ошибок. Что касается санкций – это всегда возможности. Не хотите нам что-то поставлять, получайте эмбарго. А мы обойдемся. У нас гигантская территория, огромный опыт и есть все, чтобы перепахать землю, посеять, убрать и накормить людей», – сказал белорусский лидер.
Об интеграции с Россией: мы никогда не были против теснейшего союза, но нас всегда держали на расстоянии
«Мы никогда не были против теснейшего союза, но вы нас всегда держали на расстоянии и сейчас вы держите нас на расстоянии. У России больше никого нет, может, вам не нравится это, но факт есть факт. И даже сейчас во время пандемии, хоть вы и закрылись от нас, мы от вас не закрывались», – отметил Президент.
«Основа любого союза – это одинаковые условия, равноправие», – подчеркнул белорусский лидер. Он отметил, что для людей – обычных граждан двух стран – равноправие во многом обеспечено. «Но как можно интегрироваться и делать шаги, если у вас цены на природный газ в два-три раза ниже, чем в Беларуси», – обратил внимание Александр Лукашенко.
«Намеки от отдельных лиц идут, чтобы разрушить эту интеграцию, чтобы нас оттолкнуть от России с намеком на то, что интеграцию они понимают как вхождение Беларуси в состав России. Вы для нас – родные люди, я всегда проводил эту политику. При этом мы суверенные и независимые государства, наши люди очень ценят то, что спустя много веков мы стали суверенными и независимыми. И когда я слышу эти намеки, что Беларусь войдет в состав России, я думаю, а нужна ли России еще одна головная боль? Нет, и Президент России так это и понимает», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства считает, чтобы развивать интеграцию, особенно в сфере экономики, «не надо того, чтобы кого-то взять и включить в состав».
«Говоря об интеграции, мы должны четко понимать – любая интеграция возможна, но без потери государственности и суверенитета. У нас было около 30 дорожных карт. С Владимиром Путиным сразу убрали ту, которая имела политический подтекст. Это было предложение Владимира Владимировича. Он сказал: «Слушайте, если мы все время на нее наталкиваемся, если мы не можем решить – давайте ее отложим или вообще выбросим». Я его поддержал. Сказал, мы ничего не потеряем, потому что у нас не национальные, а совместные ведомственные органы. Например, совместная коллегия Министерства промышленности России и Беларуси, совместная коллегия Минобороны Беларуси и России и другие – и они работают. И я задаю при всех вопрос на переговорах – а какие вопросы мы не решили? Все вопросы решены», –подчеркнул белорусский лидер.
«У нас в Беларуси никто против союза с Россией не выступал, кроме некоторых лиц», – подытожил Президент.
Белорусско-украинские политические отношения находятся в самой низкой точке
«Нельзя омрачать наши отношения разного рода фейками и гадостью», – подчеркнул белорусский лидер. И привел в качестве примера распространения недостоверной информации историю с руководителем «Белорусского дома в Украине» Виталием Шишовым, найденным повешенным, и звучащие обвинения якобы в причастности Беларуси к этому. «Кто он такой для меня и для Беларуси вообще? Ладно я, Президент, мог бы его не знать, но я уверен, что в этом зале только три-четыре человека его и знали. Он для нас был просто никто. Какой безумец в Беларуси возьмет и пойдет его там повесит, кроме как если разборки какие-то? Ну зачем? Элементарно: повесили одного, завтра будет такой же другой, – сказал Александр Лукашенко. – Зачем в Украине раздувать все это?»
Глава государства подчеркнул, что нужно не плодить фейки и надуманные обвинения, а прежде всего украинским властям нужно заняться объективным расследованием и установлением всех обстоятельств произошедшего с Шишовым. «Он находился в Украине и его поддерживали спецслужбы Украины. Вы же знаете, чем они занимались. Он был на вашей территории. Он повесился или его повесили на вашей территории. Вы, пожалуйста, занимайтесь и дайте нам ответ: кто, как повесил гражданина Беларуси?» – подчеркнул Президент. По его словам, даже в американских СМИ Украину раскритиковали за такой подход.
«Мы же не нагнетали вокруг этого обстановку. Нет, начали вбрасывать это (речь про вбросы в СМИ по обвинению Беларуси в причастности к гибели Шишова. – Прим. БЕЛТА), вплоть до высокого уровня людей начали кивать на Беларусь, – отметил Александр Лукашенко. – Надо разбираться. А если вы нас упрекнули – факты на стол».
«У нас хватает с кем надо разбираться и без Шишова. Но мы ни на кого еще пока пальцем не показали. Вы что думаете, когда они на Азаренка пошли, мы не могли их всех перестрелять? Элементарно. И никто бы не указал на нас пальцем. Это бандиты, они хотели убить человека. Но я приказал живьем их брать и с ними разбираться», – добавил белорусский лидер. Он также вспомнил про нераскрытое до сих пор в Украине убийство журналиста Павла Шеремета. «Сколько лет прошло? Обвинили тогда Россию. Ну и где результаты? Почему нет результатов?» – сказал Президент.
Глава государства также счел возможным провести параллели с задержанием в Беларуси Романа Протасевича. «Я сегодня не рад, что он оказался в Беларуси. Мне бы было проще, чтобы он был в Польше или Литве. Почему? Потому что они его заказали, – констатировал белорусский лидер. – И мне надо его сейчас защищать. Потому что не дай бог случись что с Протасевичем, как с Шишовым, – крыть нечем, преступление на территории Беларуси».
Возвращаясь к тематике двусторонних отношений с Украиной, Александр Лукашенко заявил: «Политические отношения на очень низком уровне, и красная черта перейдена тогда, когда Евросоюз еще не прекратил авиасообщение с нами, а Украина это сделала. За что? Неужели до такой мерзости можно дойти, чтобы, извините меня, «похерить» все, что было до сих пор, все то, что мы делали и сделали для Украины?»
Лукашенко о США: вы творите беспредел во всех местах мира, а мне говорите о репрессиях
«Мне с американцами совсем просто говорить. Скажите, пожалуйста, вопрос риторический (я отвечаю на ваш вопрос): вы (США. – Прим. БЕЛТА) зачем застрелили девушку в Конгрессе, которая была участница войн в защиту Соединенных Штатов Америки и их интересов? После этого вопрос о репрессиях в отношении населения с моей стороны просто меркнет. Вы привыкли к тому, что вы гегемоны в мире – вам все позволено. Сколько человек вы посадили после событий у Конгресса? Когда вы законно избранного президента (я имею в виду Трампа) растоптали, убрали его из средств массовой информации, c YouTube и прочее вычеркнули напрочь и поставили своего президента. Это что, было законно?» – спросил Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что во время президентских выборов в США граждане голосовали по почте, бюллетени выбрасывались в мусорку, были и другие многочисленные нарушения. В то же время Президент заметил: если бы в Беларуси голосовали по почте, страну бы порвали на кусочки. «Вам – можно. Вы творите беспредел во всех местах мира и мне говорите о каких-то репрессиях. С моей стороны не было никаких репрессий. Я принял правила игры тех бандитов, которые под руководством американских спецслужб двинулись к нам в суверенное и независимое государство. Я Президент и по Конституции обязан защитить это государство. Что я и сделал, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Какие же здесь репрессии? Я кого-то застрелил, кого-то убил?».
Отвечая на вопрос об инциденте с самолетом Ryanair, Президент подчеркнул, что Беларусь открыта для международного расследования. «Чего же вы не приехали расследовать? Факты на стол, руки на стол – приезжайте, докажите, что Лукашенко посадил этот самолет. А вы не едете расследовать, потому что все факты у вас на руках и вы видите: не бьет, не получается», – заметил глава государства.
Работники современных государственных медиа оказались настоящими воинами
Свою стратегию реагирования на вызовы государство разрабатывало в экстремальных условиях, заметил Президент. По его словам, это был хороший опыт. Он поднял на новый уровень белорусскую журналистику и прежде всего авторскую.
«Острый для страны период дал нам героев нашего времени: политических обозревателей, экспертов, аналитиков, блогеров, которые, несмотря на реальные угрозы и риски, открыто встали на защиту своего государства. Да, сегодня представители современных медиа оказались настоящими воинами. Слово (мы испытали на собственном опыте) может внести раздор в общество, разрушить мир в стране, а может объединить народ в борьбе за национальные ценности, прежде всего за сохранение этих ценностей, независимости и суверенитета», – сказал Александр Лукашенко.
В Беларуси человек 15-20, которые могут вырасти в президенты
По словам Александра Лукашенко, в период протестных движений в Беларуси многие государственные служащие, иные граждане продемонстрировали свое истинное отношение к стране. «Есть люди, которые в сложные дни не дрогнули, не изменили. Тем самым вписали себя в историю нашего государства и выросли на глазах, выкристаллизовались. Как, например, Иван Кубраков. Оказывается, что у нас человек 15-20 могут вырасти в президенты. Простите за нескромность, но они в чем-то похожи на меня. Наверное, потому что рядом росли. Они преданы стране, надежны и не будут никого кромсать. Большинство граждан за них проголосует», – сказал белорусский лидер.
Лукашенко высказался о предположениях, что он может возглавить ВНС
Александр Лукашенко отметил, что действительно сам говорил об идее придать ВНС конституционный статус. «Я это открыто, честно сказал. Хотя понимал, что меня сразу же подвяжут под это Всебелорусское народное собрание. Но если в таком русле рассуждать, так молитесь Богу, чтобы я согласился еще быть председателем Всебелорусского народного собрания», – сказал он.
«В чем я однозначно убежден: самое главное сейчас для Беларуси – идет смена поколений. Поколение мое уходит. Приходит активное новое поколение. Нам надо соблюсти баланс. Новое поколение, которое сейчас приходит, оно не должно выбросить на обочину старшее поколение. Этот опыт всегда пригодится», – уверен Президент.
«При этом ни в коем случае не должно быть двоевластия. Всебелорусское народное собрание – президиум там будет или председатель – не должно довлеть над правительством и Президентом», –подчеркнул глава государства.
Также он пояснил, почему именно сейчас так важна тема обновления Основного закона страны. «Нельзя эту Конституцию, которая есть, – она действительно очень авторитарная, – передать тому Президенту, который придет. Потому что мы не знаем, кто он еще будет и как он себя поведет. С этого же все началось: нужна новая Конституция, потому что «а вдруг». Вот взяли бы власть с этой Конституцией – и никто бы не шевельнулся. Поэтому да, надо сбалансировать и часть полномочий стратегического характера передать ВНС», – пояснил Александр Лукашенко.
Президент признался, что недавно как раз переосмысливал для себя этот вопрос: чем будет заниматься ВНС. Например, определять стратегию на будущее, контролировать некие глобальные вопросы. Причем, возможно, это будет только временная мера, до тех пор, пока «все не устаканится в стране».
«Весь вопрос в том, какими полномочиями мы наделим Всебелорусское народное собрание. Вот тут я пока не знаю. И уверен, что мы с вами найдем, какие полномочия туда передать. Но передавать будем только в интересах белорусского государства, в этом я кровно заинтересован. Чтобы, уйдя как первый Президент, это государство не рухнуло», – заключил Александр Лукашенко.
Не решим проблемы в образовании – не решим ни одной проблемы в обществе
Александр Лукашенко четко обозначил: образование – наиважнейший вопрос. «Не решим проблемы в образовании – не решим ни одной проблемы в обществе. Это наш самый больной вопрос», – сказал он.
Белорусский лидер подчеркнул: «И ждать мы не будем. С 1 сентября примем все решения по наведению порядка в учреждениях образования, выработаем соответствующие стандарты и подходы, чтобы, обучаясь там, они (учащиеся. – Прим. БЕЛТА) понимали, что это государство бесплатно дает им силы и вкладывает в них знания – фундамент их будущей жизни», – отметил он.
Еще один важный момент в образовательном и воспитательном процессе, по мнению главы государства, – родители. «Думаю, после прошлогодних событий родители поняли, что могут потерять, и в этом отношении будут влиять на детей. Школы, вузы, техникумы, ПТУ мы подключим. Мы не будем ни на кого давить. Мы просто наведем порядок, установим стандарт, которому должны все соответствовать. И это огромный пласт, который мы сразу не поднимем, чтобы переформатировать. А с 1 сентября начнем действовать. Будем смотреть, что там в школах происходит. И в вузах не будем больше растить противников нашего государства. Но обязательно молодые люди должны иметь свою точку зрения», – резюмировал он.
Лукашенко рассказал, что его больше всего удивило, разочаровало и обрадовало в 2020-м
«Обрадовало то, что у них ничего не получилось, – сказал белорусский лидер. – Везде были не скажу – предатели, но очумевшие, обезумевшие. Думаю, их остались единицы».
«Меня больше всего радует, что люди наконец-то разобрались. Радует, что не было того массового предательства, которое могло быть, – среди силовых структур, среди государственных органов и так далее. Я отдаю себе отчет, что некоторые сидят под плинтусом до сих пор. Но мы их достанем. Я честно и открыто сказал: никто в государственной структуре работать не будет. Никто из предателей», – подчеркнул Президент. В то же время для тех, кто думает иначе, но хочет стране добра, дорога открыта, их голос будет услышан, заверил глава государства.
«Я рад, что все так закончилось. И, знаете, многие говорят: хорошо, что так произошло. Это была хорошая ревизия нашего общества. Мы увидели, что происходит на самом деле и кто чего стоит», – сказал белорусский лидер.
БЕЛТА.