Согласно современным представлениям детский церебральный паралич (ДЦП) возникает в результате воздействия на центральную нервную систему ребёнка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга.
Причем, действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т.е. до, во время и непосредственно после рождения ребёнка (первые четыре недели жизни).
Основное патогенетическое звено в формировании ДЦП – гипоксия.
В первую очередь страдают участки головного мозга, отвечающие за равновесие и двигательные функции.
Среди причин увеличения случаев ДЦП совершенно справедливо называют ухудшение экологии, но следует учитывать и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющие сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорождённых с весом от 500 гр.
В мировой статистике ДЦП встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической.
Этиологическими факторами, влияющими на развитие ДЦП являются патология беременности, инфекции во время вынашивания, соматические болезни матери, родовая травма. Основные факторы в послеродовом периоде – асфиксия и гемолитическая болезнь новорождённого.
Родителям следует обратить внимание на некоторые проявления раннего периода ДЦП. Ребёнок долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не удерживает их. При попытке поставить на ноги, встаёт на цыпочки. У малыша могут наблюдаться нарушения речи, проблемы с глотанием. Появляются парезы конечностей, нарушения движений в конечностях с одной стороны, а иногда с обеих. Как следствие, развитие контрактур в суставах. Появляются боли в суставах, шее, спине.
При гиперкинетической форме возникают непроизвольные движения в виде поворота головы, подёргивания, появление гримас на лице, вычурные позы или движения. ДЦП может протекать с эпилепсией и задержкой психического развития.
При подозрении родителей на данное заболевание необходимо незамедлительно обратиться к педиатру, проконсультироваться с детским неврологом.
В настоящее время имеется множество методов диагностики: ЭЭГ, электромиография, МРТ головного мозга. Чем раньше болезнь будет диагностирована, тем ранее начнётся лечение и реабилитационные мероприятия. Это даст возможность развить у ребёнка моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать неврологический дефицит, уменьшить вероятность контрактур и скелетных деформаций. В районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ребёнка научат навыкам самообслуживания и улучшат его адаптацию.
Наиболее активное развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. В этот период необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.
Родители в этом нелёгком деле играют одну из главных ролей. Комплексное совместное взаимодействие медиков, реабилитационных центров и родителей, несомненно, даст хорошие результаты.
Валерий Пчёлко, врач-психиатр-нарколог ЦКРОиР «Радуга» Лиозненского района.
/Фото из открытых источников/