Исследователи спорят о датах рождения и смерти Александра Рыпинского. Но всё же есть версия с точными до дня цифрами. И в соответствии с ней появился на свет он 10 сентября 1809 года. Это значит, что завтра отмечается 213-я годовщина со дня рождения человека, образно говоря, прорубившего для Беларуси «окно в Европу». Его исследование «Беларусь» было первой публикацией на Западе, уверенно называющей вещи своими именами и перечёркивающей традицию именовать территорию, населённую беларусами, Литвой.

На севере нашего района в Велешковичском сельсовете находится крохотная деревушка Строганы, в которой сегодня даже и не живёт никто постоянно, лишь летом приезжают дачники. А вот в «Слоўніку геаграфічным каралеўства польскага» 1890 года читаем: «Строганы – владение Витебской губернии, где жил А. Рыпинский, автор исследования «Беларусь». Кто же это такой? Безусловно, на Лиозненщине о нём знают, но, возможно, не всё. Так что давайте поговорим об Александре Феликсовиче Рыпинском.

В то время, во второй половине ХІХ века, когда здесь жил наш герой, имение Строганы Велешковичской волости Витебского повета принадлежало Ксаверии Александровне Рыпинской. Но до того, как он поселился здесь у своей тётушки, была удивительная жизнь, наполненная странствиями и приключениями. Сегодня Александра бы назвали «человек мира».

Родился он в 1809 году недалеко от лиозненских мест в нынешнем Витебском районе в польской дворянской семье, воспитывался «у маёнтку майго дзеда, у Стайках, дзе я з дзяцiнства гадаваўся». Получил блестящее образование в Витебской гимназии. По окончании поступил на военную службу в российскую армию, был определён в школу подхорунжих в Динабурге (сейчас мы бы сказали «школа прапорщиков в Даугавпилсе»). Здесь он познакомился с Вильгельмом Кюхельбекером, сосланным сюда за участие в восстании декабристов. Они становятся приятелями, и Рыпинской помогает узнику вести переписку с родными и друзьями, среди которых – лицейский однокашник Кюхли А.С. Пушкин.

В 1830 году будущих подхорунжих отправляют на подавление восстания. Но часть из них, в том числе Александр, переходят на сторону повстанцев. А после, чтобы избежать каторги за участие в волнениях, 22-летний молодой человек бежит в Пруссию, оттуда – во Францию. После 15 лет жизни «под хруст французскй булки» в 1846 году переезжает в Англию, в Лондон. Но как только стало известно, что участникам восстания предоставлено помилование, тотчас же, в 1859 году, возвращается на родину. Здесь живёт под надзором полиции вначале у брата, а затем перебирается к тётушке в Строганы, где и проводит последние годы. Уходит из жизни, по одним сведениям, в 1886, по другим – в 1900 году. Вот краткая канва, наполненная богатейшим содержанием.

В гимназии начал сочинять стихи. С раннего детства ещё в дедовом имении юный потомок шляхетского рода увлёкся белорусскими народными песнями и сказками, записывал их и даже забрал с собой на службу, бережно хранил в военном ранце.

Оказавшись во Франции, Александр Рыпинский увлекается литературной деятельностью, становится членом Польского литературного общества и с первых же месяцев пишет про свою покинутую родину. В Польской библиотеке в Париже находилось 20 его книг. Уже в 1832 году чистокровный поляк, он подписывает тетрадь своих повстанческих воспоминаний так: «Александр Рыпинский, белорус».

Жменьку пяска ад цябе малую
Толькі з сабою вазьму я,
І цэлы свой край, Айчыну святую
Да сэрца з ёй прытулю я.

В основе его трудов и исследований – белорусские этнография и фольклор, причём наши, витебские. Вначале он выступает с докладами, а в 1840 году издаёт на польском языке книгу «Беларусь», где впервые в истории делает попытку систематизировать белорусское народное творчество по жанрам и тематике. И всё это на примерах нашей Витебщины: обряды, песни, история литературы и собственные произведения, которые он стилизовал под народные. И название Беларусь прозвучало в этом труде тоже впервые в Европе – до этого наши земли все называли Литва.

Беларусь Рыпинского расположилась «по обе стороны города Полоцка», от «серебряных волн широкой Двины» до Припяти и пинских болот. «На волшебном прибрежном пространстве между устьями Витьбы и Полоты нету ни одной тропинки, которую я не вытоптал бы своею ногой».

А вот на жизнь он зарабатывал чертежами, рисованием, был у него и такой востребованный талант, и торговлей: совместно с приятелем открыли художественный магазинчик, довольно успешный.

В 1846 году 37-летний Александр Феликсович покидает Францию и перебирается в Англию, в Лондон. В пригороде Тотэнхеме преподаёт рисование, математику, языки, сам рисует. В местном музее и сейчас находятся гравюры его картин. В 1852 году вместе с напарником открывает здесь типографию и книжный магазин при ней, где издаёт свои книги с собственными иллюстрациями.

***

На наш взгляд, приведенные факты и события из жизни А. Рыпинского позволяют высказывать мнение: жизнедеятельность уроженца Витебщины, действительного члена Французской Академии промышленности, сельского хозяйства, ремесел и торговли, английского профессора математики, рисования и языкознания, участника восстания 1830-1831 г.г. – это путь поиска истины, размышлений и сомнений, уход от одних этносоциальных реалий и приближение к другим. Преодолевая идеалистические (пропольские) мечтания и фантастические планы польской эмиграции, он искал пути бескорыстного служения Родине и своему народу, понимая их самобытность, своеобразие исторического развития, стремился найти свое место в возрождении национального самосознания. Свидетельство тому – книга «Беларусь…», лондонский период эмиграции (с первыми произведениями на белорусском языке), активная творческая, литературная и этнографическая деятельность после возвращения на Родину (из статьи А.В. Русецкого, Ю.А. Русецкого «Александр Рыпинский: долгий путь к родным истокам (к 185-летию со дня рождения)»).

***

И вот здесь первый удивительный факт. Ещё в Париже в 1939 году Рыпинский знакомится с отцом-основателем фотографии французским художником Луи Даггером и становится ярым его последователем. Он приобретает всё необходимое оборудование и начинает снимать. Чуть ли не первым использует фотографии в качестве иллюстрации к книгам, которые издавал. При типографии он открывает ателье, в котором сам делает дагерротипы-портреты – так тогда назывались фотоснимки.

В 1865 году, уже живя в Строганах, Рыпинский обратился к витебскому губернатору: «…желая привести мое знание в пользу родимого моего города и общества, приобрев себе из-за границы все нужные к тому материалы и аппарат: имею честь, исполняя желание многих из здешних жителей, покорнейше просить Ваше превосходительство дозволить мне открыть во вверенном Вашему попечению городе Витебске первоклассное фотографическое заведение, вместе с постоянной выставкой как собственных моих произведений, так и произведений других лучших фотографов, как это обыкновенно делается в Санкт-Петербурге и в других лучших городах Европы». Ателье открылось на улице Покровской (в районе железнодорожного вокзала) и просуществовало до 1868 года. Получается, что Александр Рыпинский – первый в Беларуси фотограф.

И второе. Есть у нас в белорусском языке удивительная неповторимая буква «ў», которой в Полоцке поставлен памятник. Оказывается, буква эта довольно молодая. Согласно энциклопедии «Беларуская мова», изданной в 1994 году, её предложил ввести в наш язык в 1870 году Бессонов, в 1874 году впервые напечатали в сборнике «Белорусские народные песни». А повсеместно она начала употребляться только в начале ХХ века в изданиях «Наша мова» и «Наша ніва».

Многие исследователи считают, что появилось «ў» впервые в 1846 году в стихотворной брошюре Яна Чечёта, написанной белорусской латиницей. А вот журналист Юрий Борисёнок уверен, что именно Рыпинский придумал букву «ў» и описал её ещё в 1840 году в своей книге «Беларусь» в примечании на странице 37. А в 1853 году в издании поэмы «Нячысцік» ввёл её в оборот в белорусском латинском алфавите для обозначения характерного для нашего языка звука. И даже если Рыпинский и Чечёт сделали это параллельно, согласитесь, наш Александр причастен к этому открытию.

Как только Рыпинскому стало известно, что для повстанцев установлена царская амнистия, он немедленно продаёт типографию и возвращается на родину, хотя прекрасно осознаёт, что жить ему придётся под неустанным полицейским надзором. Вначале он останавливается в имении брата Виктора под Витебском, а затем навсегда переселяется в Строганы, в имение тётушки Ксаверии. Ездит по окрестностям, встречается с людьми, собирает и записывает песни, пословицы и поговорки, легенды о местных курганах и городищах, пишет на белорусском языке поэму «Адвячорак». Здесь, в Строганах, он составил «Историю белорусской литературы»: биографии 55 писателей – уроженцев Беларуси.

Вот он какой, наш земляк Александр Феликсович Рыпинский: собиратель и историк, фольклорист и этнограф, поэт и писатель, издатель и художник, лингвист и литературовед, фотограф и патриот.

Сейчас от имения сохранились лишь старые деревья да заросший пруд. Но в память об этом удивительном человеке на этом месте установлен камень. 6 июня проходит праздник-конкурс историко-культурного наследия «Свята ў маёнтку Страганы».

Ольга Печёнова,
заведующий отделом
по работе с детьми ЦРБ.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости