9 августа, исполнилось 95 лет со дня рождения участницы Великой Отечественной войны Н.Н. Игнатовой. Несмотря на солидный возраст, Надежда Николаевна полна оптимизма и жизнелюбия. Как и в молодости, очень любит петь.– Только вот танцевать не могу, ноги болят, – шутит она. – А когда была в Суражской партизанской зоне, выступала перед бойцами: и пела, и плясала!
Поднимать боевой дух – дело важное. Но не менее ответственная работа на войне – готовить, стирать, убирать и ходить в разведку. Со всем этим успешно справлялась пятнадцатилетняя девушка.
– Родом я из деревни Тринивки Суражского района. До войны у нас было 47 домов, все сожгли проклятые фашисты… Однажды пошли мы с подружкой Мальвиной Вихровой в разведку, – рассказывает Надежда Николаевна. – Для отвода глаз собираем ягоды, а тут немцы! Под прицелом автоматов заставили нас копать себе могилы. Делать нечего, мы выкопали. Стоим уже на краю и прощаемся с жизнью. И тут бегут женщины с деревни и кричат, что мы дочки их, пошли в лес по грибы и ягоды. Доказали, что мы никакие не партизаны, а обычные деревенские девчонки. Случилось чудо, немцы им поверили и отпустили нас. Так эти женщины, которые были связаны с партизанами, узнав, что мы попали в беду, спасли нас от неминуемой гибели.
Вспоминает Надежда Николаевна и другие ужасные эпизоды горячих военных лет. Как провели в окружении в Щелбовском лесу целую неделю без еды и воды. Как нашли яму, где был закопан убитый скот, как потом жарили на костре полусгнившие, с червями, куски, а пили грязную воду из следов конских копыт… Как налетели вражеские самолёты и начали сбрасывать снаряды. Осколками одного из них зацепило спину девушки, ранило руку. Долго лечилась, а потом вновь вернулась в строй. Шрамы от ран остались до сих пор. Сражался с врагом в партизанском отряде и брат Надежды Пётр, старше её на два года. Попал в окружение, прятался с товарищами в ледяной проруби. Заболел воспалением лёгких, позже развился туберкулёз, отчего и умер вскоре после окончания войны, когда бы только и начать жить…
И горечь отступления, и радость наступления – всё разделяла с бойцами девушка с символичным именем Надежда. Принимала участие в освобождении Лиозно. Крепко держал враг горпосёлок. Ценой множества жизней его освободили. Все силы бросили захватчики на укрепление позиций на подступах к Витебску. Особенно тяжёлые бои завязались в районе железнодорожной станции Крынки. Не догадывалась тогда Надежда о том, что скоро судьба приведёт её сюда как на свою вторую родину. Под огнём и взрывами снарядов выносила она с подружками с поля боя убитых и раненых. На носилках – в машины, вагоны эшелонов.
– Хорошо, когда раненый был худенький, – вспоминает моя собеседница, – а были и тяжёлые мужчины, я себе так живот надорвала, что всю жизнь потом мучилась.
Ежесекундно рискуя жизнью, прошла Надежда Николаевна каждый метр до самого Витебска. 26 июня 1944 года город был освобождён. Здесь плечом к плечу с боевой подружкой Мальвиной занималась восстановлением железнодорожных путей, строительством домов.
Разбирали руины, грузили кирпичи и камни на тележку, таскали тяжёлый груз и собственноручно построили трёхэтажное общежитие, в котором затем и поселилась Н.Н. Игнатова. Мальвина, к несчастью, подорвалась на мине. Надежда устроилась на работу в столовую, где познакомилась с комендантом общежития, будущим супругом Василием Яковлевичем. Его мама, Домна Тихоновна, жила в Крынках. Вскоре сын был назначен начальником этой железнодорожной станции.
– Так я и очутилась в деревне, где у нас родилось трое детей: Людмила, Любовь и Анатолий. Муж у меня был очень хороший, носил меня на руках, даже на работу я пошла только тогда, когда все дети окончили школу. Прожили мы с ним душа в душу 56 лет. Держали большое хозяйство: двух коров, трое свиней, 70 кроликов, 30 индюков, кур. В 2000 году он ушёл из жизни, остался вот только его портрет на стене.
Живёт Н.Н. Игнатова на тихой Половицкой улице. Постоянно навещают дети, внуки и правнуки. Чаще других – Олег, потому что хоть и вырос в Витебске, но давно парень местный. Много лет возглавлял КУСП «Крынки», сейчас руководит молодым агрокомплексом с одноименным названием.
– Внук у меня очень хороший, – улыбается бабушка. – И такой же певучий, как я. Как возьмёт в руки аккордеон – душа поёт! Только хочется, чтобы дети, внуки и правнуки никогда не узнали, что такое война.
Ольга ПИНЧУК.
Фото автора.