«Комсомолка» несколько лет назад печатала дневник женщины, чья дочь Наташа, шестнадцатилетняя красавица, отличница, гордость семьи и школы покончила жизнь самоубийством. Все эти полгода записей – попытка не только научиться жить без любимого человека, но и отчаянный поиск ответа на вопрос «Почему?». Высоко поднятая планка? Одиночество? Противостояние учительнице? Кто те сволочи, о которых Наташа написала чёрным фломастером на зеркале перед тем, как выстрелить из отцовского ружья себе в грудь? Вдруг это они, родители, которые берегли, лелеяли, жили только для неё, но просмотрели, не подставили вовремя плечо, закрыли глаза на какие-то проблемы, списав их на выпускной класс. Каждая строчка – огромное горе. Многие подростки говорят, что они помогли им удержаться от рокового шага. О том, как мы, родители, учителя, можем тоже его предотвратить, побеседовали с психологом социально-педагогического центра Жанной Кислушкиной.

– Жанна Владимировна, существует точка зрения, что такую тему, как суицид, с детьми лучше не поднимать, чтобы не натолкнуть на мысли об уходе из жизни. Насколько это оправдано?

– Действительно, некоторые считают, будто разговоры с подростками на суицидальные темы представляют немалую опасность, так как дети могут захотеть испытать это на себе. На самом деле, беседуя с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто поговорить о том, что давно их мучает, не даёт покоя. Более того, готовность поддержать «опасную» тему даст им возможность выговориться. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидоопасными.

– Отличается ли суицидальное поведение подростков и взрослых?

– Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критики, эгоцентрическая устремлённость, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом возрастного кризиса почти у четверти здоровых подростков.

– На что стоит обращать внимание, чтобы предотвратить трагедию?

– Несмотря на то, что ребёнка переполняет чувство безнадёжности, безысходности, он может неосознанно сигнализировать окружающим о своих намерениях. Такими знаками могут выступать высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро всё закончится», в том числе шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни. Могут быть фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в интернете), активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ). Ребёнок может даже сообщить друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямо и косвенно), намекнуть на возможность суицидальных действий, например, поместить свою фотографию в чёрную рамку, употребить в переписке, разговорах просуицидальные высказывания, символы. Ещё стоит отметить раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («Меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапную смену эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния).

Маркерами суицидального поведения являются также негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы, постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребёнок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Он подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими. Стоит насторожиться, если вы видите необычное, нехарактерное для данного подростка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбуждённое поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно увлечение алкоголем, психоактивными веществами, стремление к рискованным действиям, отрицание проблем, снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.

В списке тревожных симптомов также символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвящённого друзьям и близким), дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость, попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

– Какие подростки входят в условные группы риска?

– В условные группы риска специалисты вносят следующие категории:

  • находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребёнка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
  • испытывающие серьёзные проблемы в учебе;
  • не имеющие друзей;
  • не имеющие устойчивых интересов, хобби;
  • склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания);
  • перенёсшие тяжёлую утрату;
  • остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
  • имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
  • употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
  • имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
  • совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в том числе насилия);
  • попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодёжных течений;
  • дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одарённые, дети с синдромом отличника.

– Жанна Владимировна, самый главный вопрос: суицид можно предотвратить?

– Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если ребёнку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьётся своего. В действительности же, подростки пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются молодые люди в возрасте от 15 до 19 лет. Считается, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток, т.е. частота завершённых суицидов по сравнению с покушениями относительно невелика – 1% попыток самоубийств подростков заканчивается смертью. Тем не менее, суицидальные попытки, как правило, содержат реальную угрозу для жизни подростка.

Как построить фразы в разговоре с подростком, демонстрирующим суицидальное поведение?

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу школу, класс» и т.п., СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС в классе ( в школе), из-за чего ты себя так чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!».

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всё кажется таким безнадёжным…», СКАЖИТЕ «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…», СКАЖИТЕ «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чём-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…», СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодёжь в наши дни?».

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнёшь».

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…», СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится – значит ты недостаточно постарался!».

Независимо от мотивов, подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным.

Елена Ретнёва.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости