С 1 сентября этого года в нашей стране вступил в силу уникальный по своему характеру документ, не имеющий аналогов в мире, Кодекс Республики Беларусь об образовании. О его особенностях мы поговорили с начальником отдела образования райисполкома С. М. ЯКИМОВИЧЕМ.
– Сергей Михайлович, что представляет собой Кодекс об образовании?
– Это свод законов, регулирующих отношения в сфере образования. Его задача – обеспечить стабильность в работе нашей системы. В Кодексе нашли отражение как лучшие традиции советской эпохи, так и новшества современности. Кодекс объединил пять законов, Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», более 50 нормативных правовых актов, относящихся к сфере образования, а также отразил правовые нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений. Документ подразделяется на общую и особенную части.  В первой говорится обо всех существующих уровнях образования, во второй – о каждом в отдельности. Всего Кодекс включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. Для сравнения, Закон Республики Беларусь «Об образовании», действовавший до 1 сентября текущего года, содержал всего 16 глав, 55 статей.
– Давайте остановимся подробнее на дошкольном образовании.
– После вступления в силу Кодекса изменились названия учреждений образования. К примеру, дошкольное учреждение именуется учреждением дошкольного образования (УДО). Учебно-педагогические комплексы «школа-сад» получили статус «школа-ясли-сад», что позволило увеличить охват детей раннего возраста (до трёх лет) дошкольным образованием. Кстати, название изменил также центр внешкольной работы, теперь он называется Государственное учреждение дополнительного образования «Лиозненский центр детей и молодёжи» (ГУДО «Лиозненский ЦДиМ»). В дошкольном образовании впервые появилась учебно-программная документация, которая включает образовательную программу, типовой учебный план и другие документы. В типовом учебном плане устанавливается перечень образовательных областей, например, грамота, развитие речи, рисование и так далее, оговаривается количество часов на их изучение по группам и количество занятий в неделю, а также максимально допустимая учебная нагрузка. Для детей такого возраста теперь устанавливаются каникулы, в период которых с воспитанниками проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа. Впервые в Кодексе регламентирован порядок организации подвоза дошкольников. И это лишь часть нововведений.
– А какие изменения коснулись школ?
– Расширены требования к организации педагогического процесса. Сейчас законодательно закреплён компетентностный подход в образовании, то есть формирование умений учащихся работать с информацией, общаться, анализировать и так далее. Оговаривается наполняемость классов, применение во всех учреждениях образовательных стандартов, в которых определены уровень и содержание знаний учащихся по каждому учебному предмету. Укрепились позиции и зоны применения единственной отрицательной отметки «0». Обращается внимание на создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и другое. В Кодексе впервые оговаривается, кто не может осуществлять  педагогическую деятельность. К примеру, это лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, либо лишённые права заниматься педагогической деятельностью.
– Знаю, что впервые документально введён институт дисциплинарной ответственности учащихся…
– Да. Этот блок вопросов призван повысить ответственность семьи, самого ученика и урегулировать отношения между учеником, учителем и родителями. Если говорить подробнее, то к дисциплинарной ответственности, а это замечание, выговор или отчисление, могут быть привлечены школьники за опоздание, неявку на занятия без уважительной причины, нарушение образовательного процесса, неисполнение требований педагога, порчу зданий, сооружений, оборудования и так далее. Кроме того, такое наказание можно получить за  распитие алкогольных напитков и курение в общежитиях и на территории учреждения,  появление в перечисленных местах в нетрезвом состоянии, и другие противоправные действия или бездействие. В Кодексе оговаривается, что отчисление не применяется до получения общего базового образования и к обучающимся до 16 лет. Если ребёнку меньше 16 лет, наказание понесут родители. А в целом дисциплинарная ответственность наступает с 14 лет, а для школьников из числа лиц с ОПФР – с семнадцати.
– Какие ещё вопросы нашли отражение в Кодексе?
– В документе  уделено внимание социальной защите учащихся. Здесь оговаривается, что обучающиеся имеют право на пользование учебниками, учебными пособиями, на обеспечение питанием, в том числе при необходимости диетическим, на охрану здоровья, транспортное обслуживание. Есть дополнения, касающиеся терминологии в сфере образования, уточнены, дополнены многочисленные статьи ранее действовавших документов. Но в двух словах об этом трудно рассказать. Поэтому тем, у кого возникнут какие-либо вопросы, я бы рекомендовал обратиться в отдел образования к специалистам за разъяснениями или в администрацию учебного заведения. Следует добавить также, что документ только вступил в действие. И нам всем предстоит сложный процесс его использования. Первый год будет годом проведения мониторинга, изучения, в какой степени Кодекс регулирует отношения в сфере образования. Возможно, будут некоторые корректировки или уточнения его содержания.
Людмила БИРЮЛЬКОВА

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Связанные новости