В России у пьесы Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» судьба сложилась более яркая и красивая, чем в Америке. Обладатель Пулитцеровской премии, драматург Джон Патрик у себя на родине был незаслуженно забыт еще при жизни. А у нас странную миссис Сэвидж за пятьдесят лет сыграли лучшие актрисы – Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Людмила Касаткина, Вера Васильева.

Из районного Дома культуры я вышла под большим впечатлением после просмотра спектакля «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика. Поставил его, можно уверенно сказать, талантливый режиссёр, профессионал Геннадий Цыганков. Он в очередной раз подтвердил своё умение определить репертуар, отвечающий духу времени, подобрать гармоничный ансамбль актёров, распределить наиболее оптимально роли. «Какой он молодец, – думала я. – И как изумительно играли наши ребята». Из пятнадцати человек, занятых в спектакле, включая режиссёра, художника, звукового оформителя и декоратора, двенадцать являются выпускниками СШ № 1 горпосёлка разных лет.
Я шла не торопясь, вдыхая с удовольствием свежий полуморозный воздух. Искрясь, кружились снежинки в световом ореоле фонарей и белым пухом опускались на воротники прохожих. Впереди шли три женщины, и было слышно, как они разговаривали. По голосам узнала своих бывших коллег.
– Три праздника подарил нам сегодняшний день, – проговорила Н. В. – Святителя Чудотворца Николая, выборы нашего Президента и этот замечательный спектакль.
– Как всё-таки наш народ соскучился по настоящему искусству! – подхватила Г. Я. – Вы обратили внимание, что зал был практически полон. Обе школы, медицина, МЧС, пенсионеры, молодёжь…
– Потому что помнят предыдущий его спектакль «Забыть Герострата», – вступила в разговор В. Р. – Зарубежная классика, белорусская, русская всегда будут востребованы.
Затем женщины заметили, что, возможно, по сравнению с другими культработниками, Геннадий Васильевич кажется менее «плодовитым». Его премьеры предлагаются зрителю реже, чем, к примеру, традиционные концертные номера. В этом случае, на взгляд собеседниц, ответить может притча о Слоне, производящем на свет всего одного детёныша и не так часто, как другие животные, но зато рождающем Слона. К тому же, кроме постановок, Г. В. Цыганкову доводится заниматься подготовкой различных мероприятий, другой культурно-массовой работой. Хотя, несомненно, любимым детищем является именно театр «У пошуку…».
Здесь моя мысль перенеслась почти на четыре десятилетия назад. В том же районном Доме культуры ставили «Валентина и Валентину» Виктора Розова. Это была дипломная работа выпускника Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина, директора РДК Г. А. Трояновского. Зав. отделом культуры в те годы была Р. С. Агеева – талантливая поэтесса с широким культурным кругозором. Прежде, чем выступить с премьерой в районном центре, мы объездили со своим спектаклем все крупные сёла района. Руководство колхозов и заведующие клубами всегда встречали нас радушно. Залы были переполнены, печки натоплены, а после спектакля артистов ожидал прекрасный стол с лесными, озёрными дарами и другой домашней едой. В Бабиновичи Раиса Сергеевна поехала вместе с нами, затем присутствовала на генеральной репетиции. А на премьере весь отдел культуры сидел в первом ряду. Во втором – работники райкома партии, комсомола и райисполкома. Тут же гости из Москвы, Рудни.
Так же было и со вторым спектаклем «Не стреляйте в белых лебедей». Из тех давних самодеятельных артистов «иных уж нет, а те далече…» А с некоторыми встречаемся и тепло вспоминаем наше актёрское братство. Мария Петровна Кузьменко, Надежда Ивановна Кулакова, Александр Михайлов, Николай Балобышко.
– А о чём был спектакль? – поинтересовалась знакомая супружеская пара, идущая навстречу, узнав, откуда я возвращаюсь.
– Помните американский фильм «Этот безумный, безумный мир»? Всему безумному миру, где властвуют деньги, противопоставляется психиатрическая клиника «Тихая обитель»… Миссис Сэвидж богатая вдова. Она учреждает Фонд счастья, чтобы помогать людям в исполнении их заветных желаний. Об этом узнают взрослые дети её умершего мужа. Они насильно помещают мать в сумасшедший дом. Оформляют над ней опекунство, чтобы полностью завладеть большими деньгами. В этом доме живут не совсем умолишённые люди, а имеют лишь единичные психические отклонения. Но они чисты, непосредственны и чутки. Они сразу окружили миссис Сэвидж заботой и вниманием, и женщина почувствовала совсем другой мир, в котором нет места вражде, корысти, алчности, жестокости, словом, всему тому, что присуще её высокопоставленным пасынкам. Те навещают её, чтобы вырвать чуть ли не силой признание, где спрятаны деньги. Решив их подурачить, миссис Сэвидж сообщает старшему пасынку сенатору (якобы ему одному), что деньги – в консервной банке, которую она закопала в клумбу сада президента. Падчерице – что деньги лежат в животе доисторического животного в зоологическом музее. Второму пасынку – в дымоходе замка. Об их безумных действиях, связанных с поиском наследства, рассказывают газеты.
В финале миссис Сэвидж позволяется оставить эту клинику. Но ей уже не хочется покидать своих милых безгрешных друзей. На прощание они говорят ей слова любви и дарят на память подарки. Кто – салфетку, кто – библиотечную книгу, кто – пуговицу, кто – музыку. На эти знаки внимания миссис Сэвидж чуть ли не со слезами признаётся, что именно этого ей и не хватало в жизни. Она хочет остаться, доктор пытается убедить её, что во внешнем мире она, уже преображённая душой, принесёт гораздо больше пользы людям, нежели в этом тёплом, но узком мирке. Но миссис Сэвидж всё равно принимает решение не уезжать.
Мы прощаемся, и далее я иду уже одна. Передо мной кружатся не только снежинки, но и милые, чистые душой люди. Они как дети кругом порхают по краю ковра за миссис Сэвидж, которая с особым смыслом говорит, что если бы люди всегда ходили по краю ковра, то середина бы не вытаптывалась. Эту главную роль великолепно сыграла пережившая блокаду Ленинграда Людмила Михайловна Смирнова. Блистательно воплотили свои образы Николай Шпыркович (о нём можно сказать, что он ещё с начальной школы представлял собой театр одного актёра, а в седьмом классе все покатывались от смеха, когда он читал по ролям рассказы Чехова), Татьяна Бондарева, Надежда Старовойтова, Александр Шашков, Вячеслав Шолохов. Заставили поверить в своих героев и удивили зрителей Константин Бондарев, Елена Какойченко, Вячеслав Виноградов, Ольга Кукушкина, Татьяна Полищук (когда я поздравляла её с успехом, она скромно ответила, что у неё была маленькая роль, на это я напомнила слова М. С. Щепкина: «Нет маленьких ролей, а есть маленькие актёры». Но именно без неё был бы мир «Тихой обители» неполным).
Андрей Воронцов оформил спектакль прекрасной музыкой, Александр Василенко вместе с Фёдором Беляцким помогли с декорациями. И все эти даровитые, бескорыстные люди дружно сплотились в единый творческий коллектив во главе, повторю, с талантливым режиссёром Геннадием Васильевичем Цыганковым.
Очень хорошо отозвались о постановке медицинские работники Нина Николаевна Окунева, Лилия Всеволодовна Швайко, Алла Николаевна Ульянова и другие: «Этот спектакль явился крупным событием в культурной жизни района. Мы были поражены, что у нас в Лиозно есть такие талантливые люди, способные представить на сцене на высоком уровне сложнейший трагикомический сюжет из мировой классики».
Н. П. Сержанкова, которая возглавляет РУПС, выразила огромный восторг и надежду, что этот спектакль был действительно премьерным, и жители Лиозно и сельской местности ещё не раз смогут посмотреть «Странную миссис Сэвидж».
С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым вас, дорогой Народный театр «У пошуку…», дай вам Бог творческих успехов, здоровья, понимающих единомышленников-зрителей. Продолжайте искать с удвоенной энергией новые глубокие сюжеты в отечественной и мировой классике.
Нина ТИХОМИРОВА
и благодарные зрители
***

Как определить, где кончается рассудок и начинается безумие? Почему в наше время доброта, отзывчивость, сострадание, желание отказаться от всего ради помощи людям приравнивается к сумасшествию? Почему крохотный мир милых безумцев может быть привлекательнее мира реального? На мой взгляд, именно эти вопросы ставил перед зрителем показанный 19 декабря на сцене районного Дома культуры спектакль по пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж», поставленный Народным театром «У пошуку…». После премьеры я поинтересовалась у режиссёра театра Г. В. Цыганкова, доволен ли он результатом.
– Все мои спектакли о человеческих отношениях, – поделился Геннадий Васильевич. – Постановка пьесы с глубокой идеей, безусловно, риск, так как не каждому зрителю смысл такого спектакля будет ясен. Следовательно, массового одобрения и понимания постановщику ждать и не следует. Но любой театр существует не для развлечения и зрительской потехи. Даже в весёлых комедиях цель – донести до нас какую-то мысль, сделать нас лучше. Пьеса «Странная миссис Сэвидж» в чём-то трогательная, откровенно смешная, по-доброму наивная. Она затрагивает вечные проблемы противостояния добра и зла, милосердия и сострадания, поисков смысла жизни. Я очень благодарен своим артистам, которые, возможно, в ущерб своим личным делам всегда приходили на репетиции. Этот спектакль они сыграли не ради меня, не ради себя, а скорее, на мой взгляд, ради друг друга, ради того, чтобы постановка состоялась. Огромное всем спасибо, кто помогал в постановке спектакля. Что касается сюжета, то я внёс свои небольшие поправки. Самое значимое изменение – это отличие концовки от оригинала. У драматурга миссис Сэвидж уходит из «Тихой обители». В моей же постановке – остаётся, так как, на мой взгляд, в современном обществе она не найдёт поддержки, понимания, той доброты и внимания, которые есть в клинике для душевнобольных.
Елена МАКОВСКАЯ.

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Связанные новости