О состоянии законности и правопорядка на территории района в 2024 году мы побеседовали с прокурором района Алексеем Бузиковым.
– Алексей Валерьевич, охарактеризуйте, пожалуйста, общую ситуацию.
– Криминогенная обстановка на территории района характеризуется снижением как общей преступности на 10,8% (со 130 до 116), так и преступности по линии уголовного розыска на 27,5% (с 69 до 50).
В то же время с 33 до 35 увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений по линии общей преступности. Обусловлено данное обстоятельство выявлением серии преступлений, предусмотренных статьёй 430 УК Республики Беларусь (взяточничество), совершённых на территории района сотрудниками транспортной инспекции. По линии уголовного розыска количество совершённых тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось с 13 до 11. Уровень преступности на 10 тысяч населения составил 74,4 преступления, что несколько выше среднеобластного уровня (73,4).
В анализируемом периоде не зарегистрировано умышленных убийств, покушений на убийство, вымогательств, разбоев, грабежей. Снижение общей преступности произошло за счёт уменьшения количества мошенничеств с 5 до нуля и краж всех видов с 45 до 26. Снизилось количество преступлений, совершённых лицами, имеющими судимость (с 19 до 12), в состоянии алкогольного опьянения (с 23 до 17). В то же время с нуля до 1 возросло количество изнасилований, с нуля до 5 – число хулиганств, угонов – с нуля до 2, с 9 до 16 – число зарегистрированных киберпреступлений.
В сфере незаконного оборота наркотиков и противодействия торговле людьми зарегистрировано 8 (6) преступлений, что свидетельствует об активизации работы в данном направлении. Число выявленных преступлений в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, наоборот, сократилось с 15 до 9, из них выявлено только 4 коррупционных преступления.
В 2024 году на территории района до 24 увеличилось число зарегистрированных пожаров (20), в которых погибло 2 (5) человека.
Не имелось погибших в результате несчастных случаев на производстве (2023 год – 0), однако 1 человек получил тяжёлую травму на производстве (2023 год – 1).
Произошло 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых 3 человека погибло, 6 человек пострадало (в 2023 году – 8/1/10). Одно ДТП произошло по вине нетрезвого водителя (в 2023 году – 0).
В 2024 году на территории района имелось 3 факта смерти от отравления алкоголем (в 2023 году – 2), 2 совершили суицид (в 2023 году – 6), 2 утонули (в 2023 году – 2). Фактов смерти от употребления наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов не установлено (в 2023 году также). Общее количество погибших от внешних причин составило 17 человек (в 2023 году – 23).
– Как сработали субъекты профилактики?
– С целью устранения имеющихся недостатков в работе субъектов профилактики и стабилизации криминогенной обстановки, прокуратурой района в сфере профилактики правонарушений проведено 4 проверки, внесено 4 представления, лицам, склонным к совершению правонарушений, объявлено 10 официальных предупреждений, к административной ответственности по статье 10.1 КоАП привлечено 17 физических лиц, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
Снизилось число возбуждённых прокуратурой района по ходатайствам РОВД уголовных дел, направленных на предупреждение совершения тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. В 2023 году было возбуждено 4 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных статьёй 153 УК (умышленное причинение лёгкого телесного повреждения) и статьёй 186 (угроза убийством). В 2024 году было возбуждено только 3 таких уголовных дела, из них два по статье 153 УК, 1 – по статье 186 УК.
Отмечались и нарушения в работе уголовно-исполнительной инспекции РОВД при ведении профилактической работы с осуждёнными. Прокуратурой района в 2024 году проведено 2 проверки исполнения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности УИИ Лиозненского РОВД (2023 год – 2).
В ходе проверок были выявлены нарушения законодательства в части обеспечения контроля за лицами, отбывающими наказание, иные меры уголовной ответственности, в том числе совершившими рецидивные преступления.
– А как исполняли законодательство различные организации и предприятия района?
– Прокуратурой района в 2024 году проведено 32 проверки исполнения законодательства различными организациями и предприятиями района. По результатам проведённых проверок внесено 22 представления, вынесено 23 предписания, опротестовано 12 незаконных правовых актов, 19 лиц официально предупреждено о недопустимости нарушения законодательства, 49 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 30 лиц привлечено к административной ответственности.
В общие суды в интересах граждан, государственных предприятий и организаций предъявлено 44 иска на общую сумму 37044 рубля. В интересах субъектов хозяйствования в экономические суды предъявлено 4 иска на сумму 55001 рубль.
На территории района установлены нарушения законодательства о сохранности собственности, природоохранного, административного, трудового и иного законодательства.
– Алексей Валерьевич, сохранность крупного рогатого скота в сельхозорганизациях находится на особом контроле…
– Результаты надзорной деятельности свидетельствуют, что сельскохозяйственными предприятиями района меры по сохранности имущества, в том числе скота, не принимаются. В ходе рейдовых мероприятий в истекшем году выявлялись факты нарушения требований законодательства о сохранности собственности, обусловленные в большинстве случаев пренебрежительным отношением ответственными работниками предприятий к выполнению своих обязанностей либо их полным бездействием. В районе в 2024 году пала 551 голова КРС, рост падежа отмечен в 5 хозяйствах района. При этом причинённый предприятиям в результате падежа ущерб КРС с виновных лиц в добровольном порядке взыскивался в единичных случаях, в судебном порядке вопрос об этом не решался, в связи с чем прокуратурой района в интересах ОАО «Лиозненский райагросервис» предъявлено два иска о взыскании сумм ущерба за счёт виновных работников, в том числе занимавших руководящие должности. Судом иски прокурора были рассмотрены и заявленные требования о взыскании ущерба с виновных лиц удовлетворены.
– А что по пожарной безопасности?
– Выявлены многочисленные случаи нарушения требований пожарной безопасности. Территории и здания, расположенные на территории мехдворов, эксплуатирующаяся сельскохозяйственная техника не обеспечены исправными первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам. Электрооборудование эксплуатируется не в соответствии с эксплуатационной документацией на него. При этом имели место и нарушения правил охраны труда работников.
– Алексей Валерьевич, расскажите, как обстоят дела с соблюдением норм антикоррупционного законодательства?
– Прокуратурой района по вопросам борьбы с коррупцией внесено 2 представления, принесён один протест на незаконный правовой акт. 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Выявлены системные нарушения при организации закупок товаров (работ, услуг) за счёт бюджетных и собственных средств. Согласно предоставленным управлением по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома сведениям о выделении и расходовании сельскохозяйственными организациями бюджетных средств установлено, что за январь-июль 2024 года им выделено 860460 рублей на приобретение запасных частей для машин и оборудования, семян сельскохозяйственных растений, проведение ремонтных работ сельскохозяйственной техники, из них по состоянию на 29 июля сельскохозяйственными организациями освоено 747478,33 рубля. В ходе выборочного изучения порядка проведения процедур государственных закупок выявлены системные нарушения требований Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Так, в нарушение требований Закона о госзакупках в ОАО «Данукалова-Агро» и ОАО «Рубежница» приобретение товаров осуществлялось без проведения процедур государственных закупок. В нарушение требований п.1 ст.19 Закона о госзакупках, годовой план государственных закупок ОАО «Рубежница» не содержал перечень товаров, приобретённых в январе прошлого года, в ОАО «Данукалова-Агро» годовой план государственных закупок вовсе отсутствовал. Кроме того, установлены неединичные факты несоответствия Положений сельскохозяйственных организаций о закупках за счёт собственных средств действующему законодательству.
Отсутствие должной организации антикоррупционной работы в обществе послужило условием совершения работниками коррупционных правонарушений и преступлений. В частности, в истекшем году сотрудниками РОВД выявлен факт хищения с использованием своего должностного положения председателем первичной профсоюзной организации денежных средств с банковского счёта профсоюза в период с января по декабрь 2023 года на общую сумму 4946 рублей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь, которое направлено в суд и лицо осуждено.
– Прокуратурой района уделяется постоянное внимание исполнению на территории района законодательства о несовершеннолетних и молодёжи…
– Лицами в возрасте до 18 лет на территории района в 2024 году совершено 3 преступления, что на 2 преступления больше, чем в 2023 году. Совершено два групповых преступления (кража и угон), а также одно преступление, относящееся к категории тяжких (распространение порнографических материалов). Не допущено совершение несовершеннолетними преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Преступления совершили три несовершеннолетних. Все преступления были совершены на территории Крынковского сельсовета. Совершившие преступления лица ранее к уголовной ответственности не привлекались, на профилактических учётах не состояли.
Прокуратурой района в 2024 году проведено пять проверок исполнения законодательства о несовершеннолетних, по результатам которых внесено 4 представления, два протеста, одно предписание, трём лицам объявлены официальные предупреждения, 10 привлечено к дисциплинарной ответственности.
По результатам проведённого прокуратурой анализа эффективности реализации мероприятий районного комплексного плана по профилактике правонарушений установлен факт невыполнения в полном объёме Лиозненским РОВД запланированных мероприятий. Например, не проведение анализа причин и условий чрезвычайных ситуаций с детьми, когда они находились в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения; изучение причин и условий совершения несовершеннолетними насильственных преступлений, состоянии воспитательной, профилактической работы, проводимой в учреждении образования и др.
Одновременно прокуратурой района изучалась организация работы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», а также профилактика преступлений, совершённых лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
Как показал анализ решений, принятых координационным советом по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в преобладающем большинстве даются формальные указания для служб, не направленные на реальное улучшение ситуации, а также дублирующими требования законодательства («ежемесячный анализ заработной платы», «осуществлять контроль» и т.п.). Также прослеживается факт «шаблонности» отражения одних и тех же поручений из решения 2023 года в решение 2024 года без надлежащего анализа ситуации в районе и необходимости осуществления контроля в имеющихся проблемных вопросах.
В ходе изучения учётно-профилактических дел обязанных лиц в РОВД были выявлены случаи непредставления нанимателями табеля учёта рабочего времени.
Комиссией по делам несовершеннолетних райисполкома необоснованно прекращались в связи с отсутствием в действиях лиц составов правонарушений дела об административных правонарушениях в отношении родителей, допустивших выгул домашних собак несовершеннолетними детьми.
Елена Ретнёва.