Сегодня, 30 ноября, Накануне Всемирного дня борьбы против СПИДа, в Крестовоздвиженском храме горпосёлка в 9 часов пройдёт молебен о здравии ВИЧ-инфицированных района.
• В Лиозненском районе на сегодняшний день 34 ВИЧ-инфицированных, из них один подросток. Показатель распространённости – 190 на 100 тысяч населения (по Беларуси – 106).
• Двадцать человек проживают в горпосёлке, 14 – на селе. Шестеро взяты на учёт в этом году.
• 60% инфицированных – женщины.
• Из 34 человек, имеющих положительный ВИЧ-статус только 10 работают, 11 получают лечение.
• ПреСПИД у 12 человек.
• СПИД у одного.
• От СПИДа в 2011 в районе умерло двое.
Довольно часто людей с ВИЧ/СПИД подразделяют на «жертв» и виноватых. К последним, как правило, относят тех, кто сам виновен в собственном заражении, например, употребляющие наркотики, ведущие беспорядочную половую жизнь, проститутки, гомосексуалисты.
А все те, кто не причисляет себя ни к одной из групп, считают, что болезнь им не грозит. Они не заботятся о безопасности своего
поведения. При этом думают: «Со мной такого не произойдёт»,
«СПИД – это не про меня. Я ведь не такой».
Возможно, взглянуть на своё отношение к проблеме по-другому помогут следующие откровения, которые мы нашли на одном из сайтов в интернете, посвящённых СПИД\ВИЧ. Здесь без опасения быть узнанными делились своей бедой те, у кого положительный ВИЧ статус. Прокомментировать некоторые сообщения мы попросили врача -инфекциониста УЗ «Лиозненская ЦРБ» С. Н. Прибыткину.
«У меня ВИЧ уже 6 лет. Я из Санкт-Петербурга. Здесь очень много ВИЧ- инфицированных женщин, нормальных, не наркоманок. Я это вижу в СПИД-центре, когда сдаю анализы. ВИЧ перешел из разряда болезней наркоманов, гомосексуалистов и проституток. Им болеют совершенно порядочные и приличные люди. Я вот абсолютно здоровая и красивая женщина, никто и в жизни не скажет. «Подарочек» я получила от бывшего молодого человека. Но и это не мешает мне жить, выходить замуж и рожать детей. Сейчас с мужем ждем сыночка. Делаем все, чтобы он родился здоровым. Пожелайте, пожалуйста, мне удачи, помолитесь за меня и сыночка. Я вам тоже желаю всем счастья, оставаться здоровыми и ценить то, что есть! Жизнь прекрасна!».
– Вполне вероятно, что у этой будущей мамы родится неинфицированный малыш. К примеру, у нас в районе от пяти ВИЧ-положительных рожениц родились здоровые дети. Дело в том, что основной источник опасности — контакт с кровью матери при родах и грудное вскармливание. Если малыш рождается при помощи кесарева сечения и при отказе от кормления грудью, вероятность рождения здорового малыша — около 70-80%. А если будущая мать принимает во время беременности специальные препараты, вероятность рождения неинфицированного ребёнка возрастает до 97%.
«Я узнала об этом 3 недели назад, мне 31год. Я учительница русского языка, 8 лет прожила гражданским браком, мечтала о ребенке, нормальной семье. Я тоже молодая и красивая, и что мне сейчас делать – не знаю. Муж уехал полгода назад за рубеж, он ничего не знает. Как мне раскрыть ему то, чему он и явился, возможно, причиной?»
— Мы привыкли думать о том, что заражаются ВИЧ только люди определённых категорий: наркоманы, женщины лёгкого поведения, гомосексуалисты или лица, ведущие аморальный образ жизни. В большинстве случаев это действительно так. Взять, к примеру, наш район. Из 34 ВИЧ-инфицированных всего 10 человек работают. Остальные либо безработные, либо выезжают на заработки за рубеж. При этом большинство ведут асоциальный образ жизни. Однако в любом правиле есть исключения. Риск заразиться вирусом есть у каждого. При условии, что один из партнёров не выдержал испытание на верность. Конечно, велика вероятность заражения через кровь (парентерально) при введении наркотиков, переливании крови. Наверное, можно заразиться и в маникюрном или салоне тату и в других местах, где есть возможность контакта с чужой кровью. Но подобная статистика весьма приблизительна, так как шанс установить это точно, практически равен нулю. Поэтому, лучше избегать сомнительных салонов, особенно, если вы видите, что там пренебрегают обработкой инструментов.
«У меня ВИЧ. Обнаружили 2 года назад. Не знаю кому верить – медикам с их антиретровирусной терапией или тем, кто говорит, что ВИЧ – это миф. Мне 23 года, живу с мальчиком. Он здоров. С диагнозом мы свыклись, но мне страшно при мысли о стадии СПИД».
– Есть и такие случаи, что один из партнёров ВИЧ- положительный, а второй остаётся «отрицательным» даже без мер предохранения. Этому тоже есть объяснение. Вирус содержится в биологических жидкостях (крови, сперме, выделениях) и, как правило, проникает в организм через повреждённую слизистую оболочку, т.е. где есть ссадины, царапины, разрывы. Ещё играет роль вирусная нагрузка инфицированного – чем меньше вирусов в организме (например, во время лечения), тем меньше шанс заразить партнёра.
«Я жила с мужчиной не предохраняясь. Позже от знакомых (живу в маленьком городе) узнала, что он болен ВИЧ. Полтора года я мучила себя мыслями о своем статусе, сдать анализ боялась, (повторюсь – маленький город, все обо всём знают). Я нашла у себя все симптомы –вспомнила, что заболела как раз в тот период. Была температура, появилась молочница, герпес, постоянно спала, очень быстро уставала, много болела. Довела себя до жуткой депрессии. Однажды я поняла, что лучше вовремя начать лечение, наплевала на чужое мнение и пошла в больницу. Сдала анализ, через 10 дней мне сказали, что я здорова. Радости я не почувствовала, т.к. просто не поверила своему счастью. Сдала анализ вновь, результат тот же. Вот тогда-то я и плакала от счастья… Лично я себе пообещала предохраняться всегда, обещание сдерживаю».
– Девушка правильно поступила, что сдала анализ повторно. Ведь обнаружить вирус в крови лабораторным путём можно не сразу. Антитела к ВИЧ вырабатываются приблизительно через 6 недель. Иногда этот процесс занимает до 6 месяцев. Поэтому мы, при необходимости назначаем ещё один анализ. С другой стороны следует знать, что положительный результат первого анализа на ВИЧ тоже может быть не точным. Его обязательно проверяют другим анализом – подтверждающим. Он более точный. Поэтому если вам говорят, что анализ на ВИЧ «сомнительный» или «положительный и нужно перепроверить» – не надо сразу паниковать. А вот если анализ другого типа тоже положительный – тогда уже можно ставить диагноз «ВИЧ-инфекция».
«Подскажите, что делать. Я «ВИЧ положительная» с 2004 года. Заразил бывший парень, его уже нет в живых. Узнала при беременности. Родители заставили сделать преждевременные. До сих пор не могу смириться со своим статусом, о котором не знает абсолютно никто из моих родных и близких. Сейчас встречаюсь с парнем. Он донор регулярно сдает кровь. Хочет детей и семью. Мы не предохраняемся. Не знаю, как сказать ему об этом. Поймет ли он? Останется ли он со мной после такого признания? Очень боюсь остаться одна».
– Это откровение, по правде говоря, меня поразило. Вот яркий пример, я бы сказала, преступного эгоизма, когда собственные интересы ставятся выше всего. Вероятно, и в нашем горпосёлке есть люди, которые знают о своём статусе, но при этом продолжают вести беспорядочный образ жизни. Следует знать, что в Уголовном Кодексе Республики Беларусь есть статья 157, которая предусматривает уголовную ответственность за заражение вирусом иммунодефицита человека. Если человек знал о наличии у него этой болезни, не сообщил об этом партнёру и заразил его, то он может понести наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет. А если он инфицировал несколько человек – сроком от 5 до 13 лет.
Проблема ВИЧ/СПИД существует уже три десятка лет. Уже практически не осталось ничего неизученного в этой страшной инфекции. Не создано пока и лекарство от СПИДа. Конечно, при соответствующей терапии можно предотвратить размножение ВИЧ в организме, тем самым продлив себе жизнь. Но полагать на это не стоит. Ведь главное осталось неизменным – в большинстве случаев от нас самих зависит, каков будет результат анализа ибо человек сам творит свою судьбу. А от того, как мы относимся к себе, во многом зависят и судьбы близких людей.
Людмила БИРЮЛЬКОВА.