Давным-давно девочкой-пятиклассницей прочитала книги С. Голицина «За берёзовыми книгами» и «Сказание о белых камнях». С тех пор названия Суздаль, Владимир, Переславль Залесский поселились в моём сердце. А имена Андрей Боголюбский, Владимир Святославович, Всеволод Большое Гнездо зазвучали музыкой.
Конечно, за эти годы побывала и в Троице-Сергиевой лавре, и в Печорах, и в армянском Эчмиадзине, видела храмы Ярославля и Киева, Пскова и Великого Новгорода, Ростова Великого и Костромы, и наши белорусские православные и католические святыни.
А вот во Владимире и Суздале побывать не довелось. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. В конце лета повредила ногу, лежала на диване с перебинтованной коленкой, страдала и, конечно же, копалась в телефоне. И тут на экран выскочила реклама. Это была судьба: экскурсия во Владимир, Суздаль, Казань. Я заорала: «Это же моя мечта», на что муж философски сказал: «Раз мечта, значит, поедешь». И я поехала.
Думала, что сразу за Москвой вдоль дороги будут мелькать российские городки и сёла с церквушками, но нет, вокруг простирались леса да поля. И вот он, Суздаль. Единственный в России город-музей, отметивший в этом году тысячелетие. Его называют и жемчужиной Золотого кольца, и самым красивым городом в средней полосе, и заповедником. На неполных 10 тысяч жителей – 5 монастырей и 57 церквей, такого нет больше нигде. А ещё Кремль и деревянные кружева старинных домов, кораблики на узенькой речке и кареты, запряжённые лошадьми, на улицах. Кстати, в прошлом за храмы и монастыри белорусским Суздалем называли нашу Оршу.
А в 35 километрах от Суздаля – древний Владимир, город-история. Здесь, во Владимиро-Суздальском княжестве, зарождалось русское государство Московия. В Успенском соборе сохранились фрески Андрея Рублёва. Дмитриевский собор – это поэма в камне, каждый из которых – произведение искусства древних резчиков. Здесь покоился прах Александра Некского до тех пор, пока его мощи по велению Петра Первого не перевезли в Санкт-Петербург.
И вот Казань. С тех пор, как в середине 16 века Иван Грозный «взял Казань», прекратились набеги монголо-татар на Русь. А вскоре молва об этой глухой окраине дошла до всех уголков православного мира. Я специально подробно не пишу об увиденном. Но вот о казанском чуде не рассказать не могу. Итак, через 20 лет после покорения Казани здесь случился страшный пожар. И в 1579 году десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, стал сниться сон: Богородица просила достать её образ из земли. Мама девочки пошла к воеводе, священникам, над ней посмеялись, что там ребёнку привиделось. Мать взяла лопату, пришла на указанное пепелище, но ничего не нашла. Тогда копать стала Матрона и на глубине метра обнаружила свёрток. В рукаве от рубашки оказался образ Богородицы, такой красивый и яркий, словно его только что туда положили. Об этом событии рассказал священник Гермоген в «Сказании о явлении чудотворной иконы…». Сбежались люди, прибыли власти и священники. Весть дошла до царя, и по его велению на этом месте возвели Богородицкий девичий монастырь. Здесь возвели храм, в котором хранилась святыня. Эту дату, 21 июля, отмечают как день почитания, в народе – Первая Казанская. Образ сразу стал творить чудеса. Слепые прозревали, больные исцелялись. С Казанской стали писать списки. Они расходились по разным храмам и сами становились чудотворными иконами. С этой иконой Ермак отправился покорять Сибирь, этой иконе молился Пётр Первый перед Полтавской битвой и М.И. Кутузов в 1812 году.
Икону чествуют и осенью. 4 ноября в народе называют Вторая Казанская. А с 2005 года – это День народного единства в России. И это не случайно. 4 ноября 1612 года ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от захватчиков. И стало возможным это только тогда, когда в их войска влились казанцы, которые пришли на битву со своей чудотворной иконой.
Икону украшали роскошными окладами из золота и серебра, драгоценными камнями. Екатерина II подарила ей свою бриллиантовую корону. Наверное, это и привело к трагедии. 300 лет икона хранилась в Казани, пока в июле 1904 года её не украли грабители. Они сорвали драгоценности, а что стало с самой иконой, до сих пор не известно. Одни считают, что её сожгли, другие, что она сохранилась и продана староверам. А на Россию с тех пор обрушились беды: провальная японская война, революции, войны. Её пытались найти, царская семья назначила огромное вознаграждение, но до сих пор – ничего. В православии эту икону называют «Державный покров», она хранительница страны. Говорят, если икону найдут, решатся многие проблемы.
Самые известные её списки – в Москве и в Санкт-Петербурге. В 1656 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске его главную по сей день святыню – список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя.
А вот в Казани сейчас находится икона, которую передал в дар России папа Римский. Она написана в конце 18 века. Папа подарил её русской православной церкви в 2004 году, святыню передали в Казань, где она хранится в том же монастыре, в Кресто-Воздвиженском храме. И я была на этом святом месте!!!
Казань – удивительный город. Столица мусульманского Татарстана, 115 национальностей, 70 мечетей, а рядом – 45 православных храмов и 4 монастыря. А в 30 километрах – Свияжск, город-остров на реке Свияге у её слияния с Волгой, прототип пушкинского острова Буяна. 266 жителей, 2 монастыря и 8 храмов, среди которых – сохранившаяся церковь, в которой Иван Грозный молился перед походом на Казань.
Вы знаете, в нашей туристической группе были в основном минчане, привыкшие к поездкам по заграницам и морям. Поэтому довольно часто слышала: к чему, мол, нас так много водят по храмам и монастырям. Но это то, чем славится Владимиро-Суздальская земля, что составляет гордость Казани. Недавно узнала, что это называется религиозный туризм. Оказывается, я его очень люблю. Однажды во время одной из поездок рижанин Валдис даже спросил с характерным прибалтийским акцентом :«Ох, уж эта Олечка, неужели у вас так много грэхов?». Возвращаясь домой, думала, что моя мечта осуществилась на 100 процентов. Но ведь без мечты нельзя, нужно придумать новую.
А ещё просто не могу не сказать, как нас встречали везде, узнав, что мы из Беларуси. Признавались в любви и уважении, аплодировали, передавали привет нашему Президенту – вот распирало от гордости.
К сожалению, на нашей многострадальной лиозненской земле не сохранились храмы: церкви, костёлы, синагоги. Но зато можно совершить виртуальное путешествие, которое разработала в нашей библиотеке Ирина Петровна Якушенкова. Очень интересно, поверьте.
Ольга Печёнова.