Свои первые шаги в науку с помощью педагогов делают лиозненские школьники, среди которых, возможно, будущие биологи, экологи, физики.
Какая вода более благоприятно влияет на прорастание семян? Почему модницам не следует носить высокий каблук? Все ли муравьи так трудолюбивы, как о них говорят? Возможно, ответы на все эти вопросы вы знаете. А вот группа учащихся района всё это и многое другое выяснила экспериментально и поделились полученной информацией с такими же любознательными школьниками, которые собрались 12 апреля в зале ЦВР для защиты своих исследовательских работ.
Здесь проходила третья районная конференция исследований учащихся. В текущем году на суд жюри, в состав которой вошли ведущий специалист отдела образования И. Л. Подоляцкая, методисты РУМК Е. Н. Могилевец и Л. В. Якубова, методист ЦВР И. Г. Коваленко, было представлено 20 научных работ. После оценки экспертами для защиты на конференции были отобраны 11.
Семиклассник Дмитрий Кульчицкий и девятиклассница Кристина Латышева Выдрейской СШ (научные руководители В. Г. Дервоед и Е. В. Лазаренко) выяснили практическим путём, почему курить вредно и рассказали об этом своим одноклассникам. Ребята изучили состав табака, его свойства. Через импровизированные лёгкие пропускали спиртовой и водный растворы табака, а затем изучали осадок, полученный на фильтре.
Группа восьмиклассниц Высочанской СШС (научный руководитель О. Ф. Лисица) экспериментально выясняла, какая вода (родниковая, дождевая, кипячёная или водопроводная) «по душе» прорастающим семенам. Оказалось, что кипячёная. А вот водопроводная и дождевая не способствовали быстрому появлению всходов. Школьницы также подтвердили тот факт, что вода является носителем информации. Опыт, проведённый с рисом, залитым водой, показал, что положительные эмоции (в стакан говорили «Я тебя люблю») благотворно влияют на информационное поле воды. А вот хуже всего действует равнодушие: рис в воде, в которую не говорили ничего в ходе наблюдения, начал гнить.
Ребята из Выдрейской СШС (научный руководитель Л. Л. Шалашова) очень хотят купаться летом, тем более, что в окрестностях агрогородка Новое Село имеется три водоёма. Но родители не разрешают. Утверждают, что вода плохая. Члены экспериментальной группы решили проверить это по количеству инфузорий в капле воды. Как выяснилось, родители оказались правы. Два водоёма из трёх загрязнены органикой. Купаться можно только в реке Ольшанке, но её школьники сами забраковали – мелкая.
Пятиклассники из СШ № 2 (научный руководитель Л. В. Зубова) объектом изучения выбрали муравьёв: их уклад, образ жизни, польза для человека. Наблюдая, ребята выяснили, что только 80% этих насекомых трудятся на благо муравьиного общества, а 20% патологически ленивы, либо стары для труда. Ознакомившись так близко с муравьиной жизнью, члены группы огородили муравейники на территории рощи.
Дарью Селезнёву и её одноклассниц из СШ № 1 (научный руководитель Ж. В. Кислушкина) заинтересовала тема высоких каблуков. Изучив влияние каблука на осанку, позвоночник, походку, девушки сделали вывод, что не надо бездумно следовать модным тенденциям, а пользоваться ими разумно. Девушки также, исходя из математических расчётов нагрузки на стопу и кости, дали рекомендации о высоте каблука в зависимости от возраста его носителя и сколько часов в день можно ходить на «шпильках».
Ещё одна группа учащихся СШ № 1 (научный руководитель Т. А. Хилько) наблюдала за пчелиными семьями, и выяснили, в каких условиях и на каком меду они лучше зимуют. А семиклассницы этой же школы (научный руководитель Е. С. Кузьмина) проверяли, как правильно посеять семена, чтобы получить максимально здоровые всходы и что влияет на всхожесть.
Темой исследовательской работы восьмиклассников Крынковской СШ Андрея Литвякова и Дмитрия Милашкина (научный руководитель И. Е. Сергеенко) стала история малой родины. Ученики изучили происхождение названий деревень Крынковского сельсовета. А по воспоминаниям бабушки и дедушки Андрея Литвякова и других местных жителей выяснили историю семьи Литвяковых и составили родословное древо.
О курганах можно многое узнать, если провести раскопки. Учащиеся Добромыслинской СШ (научный руководитель И. А. Бельчикова) попытались это сделать без земляных работ. Они изучили историю происхождения курганов на Витебщине, а по внешним признакам тех, что находятся на территории агрогородка Добромысли, определили их возраст и вид.
Учащихся СШ № 2 (научный руководитель Е. В. Дацкевич) волнует вопрос экологии, ведь школа располагается возле оживлённой трассы. Задавшись целью изучить, какая из трёх улиц Шоссейная, Садовая или Орлова наиболее загрязнена, школьники выяснили, что Шоссейная. Полученные результаты дали толчок для активизации работы по минимизации вреда от выхлопных газов путём озеленения территории школы. А третьеклассников этой же школы (научный руководитель А. Н. Корнилова) заинтересовали дубы, их видовое разнообразие, значение в жизни человека и природы. Учащиеся начального звена также прорастили жёлудь и посадили получившийся росток на территории школы.
По итогам защиты исследований учащихся Диплом первой степени получила работа учащихся СШ № 1 «О вреде и пользе ношения обуви на каблуке», Диплом второй степени – работа семиклассников этой же школы «Абиотические факторы как условия прорастания семян», Диплом третьей степени – школьники Выдрейской СШС «Биоиндикация водных объектов». Похвальными отзывами отмечены работы третьеклассников СШ № 2 «Видовое разнообразие дубов» и школьников Высочанской СШС «Влияние воды на развитие растений».
Людмила БИРЮЛЬКОВА.