11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

Когда началась Великая Отечественная война, Анатолию Ильичу Коваленко было одиннадцать лет. Он жил в большой, дружной и счастливой семье в деревне Стасево. Старшие сёстры Женя и Эмма, младший брат Алёшка, мама, Меланья Григорьевна, и отец, Илья Иванович. Большое хозяйство – корова, козы, овцы, поросёнок. Забот хватало…

Тем не менее, находилось время и для отдыха. Отец был известным в округе музыкантом. Играл на балалайке, гитаре, мандалине и баяне. Анатолий хотел научиться играть на баяне не хуже отца. Но детской мечте так и не суждено было сбыться…

До войны Илья Иванович работал на аппарате Морзе на железнодорожных станциях. Однажды во время грозы ударила молния, разряд прошёл через его наушники, и мужчина практически лишился слуха. Про работу телеграфиста пришлось забыть. Зато мужские руки и ум пригодились в колхозе, где он плотничал, участвовал в процессе сселения хуторов и был избран председателем ревизионной комиссии.

Когда началась война, И.И. Коваленко призвали на фронт. Уходя, он посоветовал жене зарезать поросёнка. «Пусть дети съедят», – сказал он. Пока Меланья Григорьевна тянула с этим делом, Стасево заняли немцы, и поросёнок оказался на вражеском столе. Вскоре отец вернулся домой как признанный негодным к воинской службе по состоянию здоровья. В середине октября 1943 года, когда было уже освобождено Лиозно, в Стасево была объявлена насильственная эвакуация в Германию. Отец смастерил деревянные колёса, приделал к тачке, запряг корову, погрузил самые необходимые вещи. С этого дня на долгих два года семья Коваленко вступила на путь бесконечных мытарств и скитаний.

Анатолий Ильич отчётливо помнит каждый день и каждую ночь, когда приходилось ночевать вдоль дорог, в лесу или чистом поле на промёрзлой земле или под проливным дождём, как заболела и умерла бабушка, как немцы обращались к ним не иначе как «rusisches schwein», нескончаемую вереницу обозов, залпы зениток, вокзалы, эшелоны, лагеря и заводы. Да, семье Коваленко пришлось испытать на себе ужасы нескольких лагерей, в каждом из которых родителей, сестёр и тысячи других узников использовали как бесплатную рабочую силу. Были авиамоторный и фанерный завод, где изготавливали двигатели, обшивку, крылья для немецких бомбардировщиков. Мама трудилась на кухне, Евгения – в красильном цехе, Эмма сверлила отверстия на станке. Находилась работа и для таких же подростков, как Анатолий: носить доски и уголь.

9 апреля 1944 года здесь, в Германии, Меланья Григорьевна родила на свет девочку. В фашистской неволе, за тысячи километров от родного дома, малышку нарекли Надеждой.

Надежда – это, пожалуй, единственное чувство, которое поддерживало душевное состояние узников в нечеловеческих условиях. Из еды – только турнепс. После периодических дезинфекций в бараках было настолько трудно дышать, что из носа шла кровь.

Наконец долгожданное освобождение. Но до свободного воздуха родной земли предстоял долгий и нелёгкий путь. Два месяца провели в фильтрационном лагере, где остарбайтеры проходили проверку. И снова – чужие реки, горы и города, машины и поезда. С немецкого Косвига до самой Орши Анатолий и сотни других освобождённых пленников ехали на крыше эшелона. С Орши до Витебска – на платформе с углём.

– Вернулись в Стасево, а там ничего нет. Жить негде, – вспоминает Анатолий Ильич. – Отправились к дальней родне в Лиозно. Я пошёл в МТС и со слезами просился на работу – есть было нечего. Приняли меня медянщиком в медницкий цех. Пять лет паял, клепал, реставрировал. Затем была служба в армии. Сначала на Кольском полуострове, потом участвовал в строительстве Трансмонгольской магистрали Улан-Батор – Дзамын Ууд протяжённостью 713 километров. Из дома получал письма от родных и любимой девушки Тамары. Она ждала меня долгих четыре года. После демобилизации мы сразу расписались.

Всю дальнейшую жизнь А.И. Коваленко посвятил себя работе на пользу родного горпосёлка. Трудился на молокозаводе, в райпотребсоюзе, но больше всего стажа в Лиозненской СХТ, где зарекомендовал себя как отличный жестянщик. Именно его золотые руки возвращали на поля после поломки комбайны со многих районов Витебщины.

Вместе с женой воспитали сына Александра. Тамары Пименовны не стало 15 лет назад. С тех пор Анатолий Ильич живёт один. Конечно, его периодически навещают и сын, и внучки, и правнуки, но по дому всё делает сам.

– Социальный работник мне не нужен, – говорит мой собеседник. – В магазин сам хожу, готовлю сам. Вчера вот полы и окна вымыл. Собака Бобик чистоплотный, знает свой уголок.

Действительно, чистоте в квартире 93-летнего мужчины может позавидовать даже самая аккуратная хозяйка. К слову, жильё А.И. Коваленко получил за хорошую работу в сельхозтехнике. Всё детство, вся жизнь этого человека прошла в труде и испытаниях. Он честно и достойно трудился на благо малой и большой Родины.

Ольга Пинчук.

/Фото автора/

Читайте также:

Интервью по поводу: корреспондент «СП» встретился с жителем Лиозно, малолетним узником концлагеря Леонидом Савченко накануне Дня защитников Отечества

Об авторе
Admin

Администратор сайта http://lioznonews.by/
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: red_6565@mail.ru
Страница Вконтакте: https://vk.com/id328525769
Обращаться ЖЕЛАТЕЛЬНО кроме понедельника и четверга.

Посмотреть все новости

Связанные новости