Хотя многие торговые точки на селе являются убыточными, районная потребительская кооперация старается никого не обидеть своим вниманием. Вот и осенью минувшего года магазин в д. Колышки «принарядился»: появилось новое крыльцо, двери, заменили огромнейшие окна на стандартные, стены внутри обшили сайдингом.
Конечно, современный вид – большой плюс, но, заглянув сюда, основное внимание всё-таки обратили на ассортимент. Небольшой «уголок школьника» говорит о том, что, несмотря на отсутствие учащихся среди местных жителей, завмаг и продавец Л. Н. Шапурова помнит о нуждах юных покупателей. Тем более, что в данном населённом пункте работает школа, куда приезжают ребята из близлежащих деревень.
– Во время экзаменов прибегали за циркулями, купили четыре штуки, – рассказывает Людмила Николаевна. – Тетради берут, альбомы, ручки. Так что школьные принадлежности не просто для ассортимента.
В отличие от, к примеру, борщей да рассольников. Среди деревенских жителей это товар совершенно не ходовой. Но раз занесён в соответствующий перечень, значит должен быть. Это, по словам завмага, безусловно, мешает прибыльной торговле. Хорошо идут в деревне хлеб, макароны, мука, крупы, дешёвые рыбные консервы, такие как килька в томатном соусе, полуфабрикаты районного общепита, ливерные да паштетные колбасы. Заявки на последние, к слову, выполняются не всегда, хотя в общем быстро доставляется всё заказанное.
Лидером продаж, к сожалению, являются и плодово-ягодные вина. Колышки в этом отношении не исключение. Проблема алкоголизации населения актуальна для всей Беларуси. В некоторых регионах пошли даже на своеобразный эксперимент. С июня запрет на торговлю дешёвым спиртным введён в Слуцком районе Минской области. Действовать он будет в течение двух месяцев. Плодово-ягодные вина исчезли и с витрин в Ошмянском районе Гродненской области.
– На мой взгляд, подобные запреты не выход, – рассуждает наша собеседница. – И дело не в том, что торговля лишится определённого дохода. Пришедший за бутылкой вряд ли потратит деньги на кусок колбасы. Он просто понесёт их на «точку» самогонщику.
Нельзя не отметить разнообразие фруктово-овощного ряда: киви, яблоки, апельсины, капуста, огурцы. Правда, последние уже довольно жёлтые, но Л. Н. Шапурова не теряет надежду их продать. Говорит, огурцы ещё нормальной твёрдости и в деревне хватает людей, которые не заводят грядок.
Ждут в магазине и примерных огородников. Есть закаточные машинки, крышки для консервирования (металлические и полиэтиленовые). Для варенья – сахар по 4.600 за кг.
План по товарообороту на текущий месяц для данной торговой точки 25 млн. рублей. В день нашего приезда, по подсчётам Людмилы Николаевны, было где-то миллионов 17.
– Буду стараться выполнить, – заверила она. – Рассчитываю на зарплату, которую, слышала, в хозяйстве планируют выдать в пятницу. К сожалению, количество покупателей в деревне лишь уменьшается. Вот одна семья переехала в Ковали, двух пенсионеров забрали в город. Есть и такие, что в магазин не приходят: что-то покупают по субботам у частников, что-то дети, навещая, привозят. Так что надежды на рост товарооборота здесь нет.
Но мы не спешим разделить пессимизм Людмилы Николаевны. И она сама тому причиной. Не один десяток лет прожила в областном центре. Трудилась в торговле, возглавляла крупные магазины, а затем переехала в дом свекрови в Колышки. Свежий воздух, тишина… Выращивает огурцы-помидоры. По выходным в деревню выбирается вся семья. Муж ещё работает, но как только уйдёт на пенсию, присоединится к супруге. И такой случай не единичный. Люди, оставив городские квартиры, возвращаются в родные места. А может и молодёжь когда-нибудь оценит скромную красоту деревенской жизни.
Елена РЕТНЁВА.