Как часто мы слышим от своих детей такую фразу: «Мне не с кем играть…..». Нам, родителям, часто кажется эта проблема надуманной и смешной. Что за капризы?! Это мы, взрослые, каждый день решаем глобальные и серьезные жизненные задачи. И детские беды такого плана нас скорее раздражают. На площадке возле дома играют соседские дети, у ребенка есть одноклассники, знакомые, братья и сестры. В конце концов, у каждого ребенка сегодня есть телефон и другие средства коммуникации, которые способствуют налаживанию общения. Только вот не все так просто.
Наши дети все разные, так же как и мы, взрослые. И проблемы у нас разные. Но в одном мы похожи – каждому ребенку и каждому взрослому обязательно нужен друг. Для ребенка это человек, с которым весело играть вместе, который схож с ним по интересам, воспитанию, похож по поведению. Детей могут связывать общие увлечения, учеба в одном классе, посещение одного кружка или группы детского сада. А для взрослого… Да практически то же самое! Только вот если мы, зрелые личности, способны выбирать себе друзей, находить их самостоятельно и уметь поддерживать дружбу годами, то дети не способны еще на это. И если у вашего ребенка не получается дружить или нет друга, то ему нужно помочь в этом! Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии. С друзьями учатся взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут научить.
Итак, ваш ребенок пока маленький и играет в песочнице. Отлично! Как раз самое время учить его знакомиться с другими детьми. Подойдите вместе к детской площадке, посоветуйте, в первую очередь, улыбнуться, во вторую – представиться, назвать свое имя, ну и третье – попросить разрешения поиграть вместе. Можете в первый раз проделать этот путь совместно с ребенком, а потом уже выпускать его в «вольное плавание».
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста друзьями становятся те ребята, которые непосредственно играют с ними, принимают правила игры. То есть личностные качества на данном этапе не так важны, как умение придумать интересную игру, возможность играть вместе в детском садике, на детской площадке, у друзей дома. Детям важны те друзья, которые способны играть в сюжетные игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки. Поскольку дружба между детьми дошкольного и младшего школьного возраста еще не доросла до планки настоящей, её объекты могут меняться хоть каждый день – сегодня другом считается тот, кто дал поиграть в мяч, завтра ребенок уже поссорился с ним из-за того, что он дерется и начал играть с другим ребенком, который угостил конфеткой. Родителям не стоит к этим переменам относиться слишком строго – пускай ребенок в данном возрасте сам выбирает, с кем ему играть и дружить. Для маленьких детей важна поведенческая составляющая дружбы, а не черты характера друга. На этом этапе родителям важно объяснить малышу такие понятия, как хорошие и плохие поступки, научить просить прощения и извиняться перед сверстником за свое плохое поведение или необдуманные слова, если такие были. Пусть ваш ребенок общается со всеми детьми. Приглашайте к себе домой его друзей, чтобы они могли пообщаться один на один, а вы заодно посмотрите на их отношения и сделаете для себя некие выводы о том, как умеет дружить ваш малыш.
Чем старше становится ребенок, тем больше меняется его круг общения. Если раньше друзья выбирались в зависимости от умения играть, то ближе к 10-ти годам для ребенка приоритетом является так называемая «тусовка», то есть общие интересы, взгляды, увлечения, личностные характеристики, черты характера друга. То есть теперь игра остается лишь дополнением к дружбе, а не её основой. Если вы спросите своего ребенка, почему он дружит с этим человеком, то он выдаст вам его качества: добрый, отзывчивый, всегда поможет, честный, умный, спокойный, рассудительный, веселый. Хотя раньше вы бы услышали, что друг просто умеет быстро разбирать машинки или придумывать игры. Ссоры между друзьями такого возраста бывают, но они быстро решаемы, и от этого дети дружить не перестают. В предподростковом возрасте они стараются разобраться в ссоре и прийти к общему решению проблемы, в то время как младшие просто перестали бы общаться на следующий же день. Это и говорит об осмысленности и важности дружбы для детей школьного возраста. Они начинают ценить дружбу и понимают, что без друзей жизнь не так полна и интересна, что друзья всегда помогут, выслушают, да и просто могут поддержать любую затею. На этом этапе важно напоминать своим детям, что дружеские отношения необходимо ценить, поддерживать и укреплять: нужно интересоваться жизнью друзей, звонить им по телефону, справляться о здоровье, поздравлять с днем рождения, поддерживать в трудную минуту или просто даже занять место в школьной столовой. Иногда нужно брать инициативу в свои руки! Пусть ваш ребенок не ждет, пока приятель позвонит первым, пусть сам предложит заняться чем-нибудь, поделится секретом или новостью, напишет короткую записку или отошлет SMS. Если само собой это у ребенка не получается, подскажите, как ему поступить. Ничем не подкрепляемая дружба живет столько же, сколько комнатное растение без воды. Чтобы дружба крепла, ее необходимо поддерживать! Учите своего ребенка сочувствию, состраданию, принятию чужих мыслей и поступков, прощению. Если такие элементарные чувства будут отсутствовать в его душе, то ему будет очень сложно дружить. Немаловажно научить ребенка быть опрятным, аккуратным и следить за своим внешним видом.
Дети растут, и вскоре вы заметите, что чем старше становится ребенок, тем меньше настоящих друзей у него остается. Если раньше друзьями могли считаться хоть вся детсадовская группа, то в школе выделяются до 5-ти человек, которых ребенок может назвать своими друзьями. Дружба становится избирательной и очень похожей на дружбу взрослых людей.
Воспитание дружбы между детьми – серьезная задача. Не стоит надеяться, что все обойдется без вашего участия. Детей нужно всему учить, незаметно направляя. Никогда не насмехайтесь и не игнорируйте проблемы ребенка с друзьями. Пускай для вас они покажутся мелочными, а у него возможно именно сейчас рушится весь его дружелюбный мир.
Однако если ваш ребенок не имеет таких проблем, он всегда общителен, находится в центре внимания и у него много друзей – радуйтесь и не пресекайте такую общительность. Возможно, именно ваш ребенок станет генератором многих детских затей и игр, которые принесут радость не только ему, но и остальным детям.
Наталья КРЫЖ-МАРТЕЦКАЯ.

1 комментарий
дать бабло на пивко и сами там порешают всё