В январе текущего года на базе средней школы имени М.В. Октябрьской был создан районный инженерно-технический центр. На днях здесь прошло совместное совещание представителей сектора экономики района и руководителей учреждений образования.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопросы во время мероприятия «Открытый микрофон с Президентом» со студентами вузов Витебской области, затронул тему особой значимости для будущего профессии инженера, назвав её наиважнейшей, и подчеркнул, что инженерные, рабочие специальности в Беларуси будут поднимать на самый высокий уровень.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
– Мы немножко отклонились в этом плане, дисбаланс у нас. Мы будем инженерные, рабочие специальности поднимать на самый высокий уровень. Потому что это государству надо, это стратегия. Если мы этим не будем заниматься сейчас, то завтра будет не до гаджетов. Все сегодня – от крестьян и от инженеров в сельском хозяйстве и промышленности.
В ходе мероприятия «Открытый микрофон с Президентом» со студентами вузов
Витебской области, 2 сентября 2024 года.
Точка старта – скретч
В первую очередь собравшихся ознакомили со значительным объёмом работы, которая сформировала весомые предпосылки для успешного открытия центра.
Татьяна Павлова, заместитель директора СШ имени М.В. Октябрьской, рассказала, что всё началось в 2017 году с активного участия в различных конкурсах по информатике.
– Юные программисты из Лиозно дважды были награждены грамотами Министерства образования, стали победителями областного конкурса «Час кода» в номинации «IT-страна». Учреждение образования заметили на уровне республики и в 2018 году при поддержке Министерства связи и информатизации, администрации Парка высоких технологий в школе был открыт районный ресурсный СКРЕТЧ-центр. Здесь учителя информатики и начальных классов (к слову, все они имеют сертификаты образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность») начали проводить с учащимися 2-7 классов профильные факультативные занятия.
В 2022 году материальная база школы пополнилась семью комплектами робототехнического оборудования и 3D-принтером, которые также стали использовать на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной деятельности.
Следующая ступенька
В прошлом учебном году в Беларуси появились инженерные классы. Два таких класса действуют и в СШ имени М.В. Октябрьской. За их работу отвечает учитель физики и информатики Людмила Воробьёва.
– Первого сентября 2023 года на базе 10 «Б» была сформирована инженерная группа из шести человек, – поделилась Людмила Владимировна. – Для них были организованы факультативные занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Работаем мы в связке с высшими учебными заведениями, БНТУ и Витебским государственным университетом, и наша общая задача – сформировать у ребят позитивное отношение к инженерной деятельности, повысить престиж данной профессии.
Участвуем в конкурсах различного уровня, университетских олимпиадах ВГТУ и ПГУ, посещаем дни открытых дверей, организуем экскурсии на предприятия, приглашаем к себе преподавателей учебных заведений и специалистов организаций. Занимаемся проектной деятельностью. За последние три года 15 учащихся нашего учреждения образования прошли обучение в Национальном детском технопарке по различным направлениям. Из последних достижений – два диплома 1 степени на областном этапе республиканского конкурса технического творчества учащейся молодёжи «Инженеры будущего» в номинации «Инженерная экология».
Придумали бульдозер, изучат лампочку
Но лучше всего о достижениях инженерной мысли ребят свидетельствовали практические ученические проекты. Их продемонстрировали Павел Шайков («Умный дом»), Ярослав Мироненко («РОББО-схемотехника»), Максим Молотков («»РОББО-платформа» и «РОББО-бульдозер»). Мигал лампочками собранный школьниками светофор, двигалась по заданной траектории машинка, впечатляли настенные часы в форме птицы, собранные из деталей, напечатанных на 3D-принтере. Есть в копилке юных инженеров и другие проекты – «Определение тяжёлых металлов в торфе», «Компьютерные вирусы и методы борьбы с ними», «Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии» и другие. В ближайшее время планируют начать работу над проектом «История лампочки» на примере электрификации Лиозненского района. Но для того, чтобы развиваться дальше, созданному инженерно-техническому центру необходимо совершенствовать материально-техническую базу, ведь даже уже технически проработанный проект Максима «РОББО-бульдозер» реализовать в практической модели в условиях нынешнего ИТЦ, к сожалению, не получится. Не говоря про более сложные задумки.
В инженерных классах занимаются учащиеся 10-11 х классов. По окончании школы в их аттестате появится соответствующая запись, которая даёт право поступления без вступительных испытаний на технические специальности. При этом оценка за предметы вступительных испытаний не должна быть ниже восьмёрки, а по остальным предметам – ниже семёрки.
В партнёрстве с предприятиями
Об этом и шёл разговор во второй части совещания.
– Мы видим наше сотрудничество с реальным сектором экономики района в трёх направлениях, – отметила директор СШ имени М.В. Октябрьской Ирина Апет. – Это, во-первых, проектная, учебно-исследовательская деятельность, во-вторых, профориентационные мероприятия, экскурсии, в-третьих, укрепление материально-технической базы инженерно-технического центра.
Хотелось бы услышать от руководителей предложения по идеям для проектов. Возможно, мы даже смогли бы проанализировать какие-то проблемные моменты. Очень хорошо было бы, если бы ребята ближе познакомились со спецификой работы предприятий, вникнули в технологические процессы, нюансы производства. Это поможет напрямую заинтересовать их тем или иным видом деятельности, а организациям получить новые кадры. Пришло время растить их самим, со школьной скамьи, не надеясь на распределение после получения дипломов.
Обратная связь
Обратная связь была получена сразу. Своё положительное мнение о совместной деятельности высказал директор ГЛХУ «Лиозненский лесхоз» Константин Пышный:
– Часто выпускники сами не знают, чем хотят заниматься в будущем. А здесь мы видим уже хорошо мотивированных, определившихся с выбором профессии школьников. Инженерия – это очень широкое направление деятельности. Востребована она и в лесном хозяйстве. У нас тоже есть свои технологии, навигация, мониторинг лесов, использование квадрокоптеров, технический парк. То есть имеется обширное поле для сотрудничества, начиная, к примеру, с элементарной технологии работы с семенами и их высаживания.
Нашлось что предложить уже в первую встречу и УП ЖКХ. Главный инженер предприятия Валентин Рыженков в качестве объекта для посещения назвал модернизированные котельные, работа которых сегодня основана практически на полной автоматизации процессов. Начальник районного производственно-сбытового участка филиала «Энегросбыт» РУП «Витебскэнерго» Сергей Жуков в качестве интересного исследовательского проекта видит сбор показателей для расчёта за электроэнергию. В нашем районе его автоматизация достигает 97,3 процента, и это второй показатель по области. В рамках 3D-моделирования можно сделать макет данного оборудования.
Итоги совместного совещания подвёл заместитель председателя райисполкома Виталий Лавринов:
– В своё время в выборе стиля производства победили маркетологи, выступающие за быструю прибыль, которые продвинули идею закладывания в готовое изделие определённого ресурса выработки. После его окончания потребитель вынужден приобретать новый товар. Здесь же я увидел молодёжь, которая выбирает не маркетинг, а точные науки. Сейчас должны победить инженеры. И им предстоит нарабатывать ту основу, на которой в дальнейшем будет держаться всё государство.
Елена Ретнёва.