Член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, член постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Анна Шарейко никогда не отказывает в просьбе рассказать о тех законопроектах, которые находятся на рассмотрении Совета Республики, делится мнением по тому или иному вопросу, готова обсудить, как повлияет в ближайшем будущем процесс совершенствования законодательной базы страны непосредственно на жизнедеятельность региона и жизнь каждого избирателя лично.
Сегодня мы попросили Анну Васильевну ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно парламентской деятельности.
– Анна Васильевна, работа нового состава Совета Республики и в частности комиссии по международным делам и национальной безопасности, в состав которой Вы входите, началась недавно…
– Это не означает, что сделано немного. Специфика работы законодательного органа в том, что времени на раскачку здесь практически нет. Да, у каждого члена Совета Республики есть основное место работы, но сегодня законодательная база – это живой организм, требующий постоянного внимания, обновления, совершенствования. Страна живет, стремительно меняются политическая, экономическая, демографическая ситуации, то и дело возникает необходимость уточнить, скорректировать рамки действующих законов, очертить новые горизонты.
– Как много законопроектов уже рассмотрено комиссией по международным делам и национальной безопасности?
– Их около десятка. И каждый носит актуальный характер, требует детальной проработки, тщательного и взвешенного подхода. Например, проект закона «О ратификации Договора о взаимодействии уполномоченных органов государств-участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль» был подписан еще в 2011 году в Астане главами правительств и центральных (национальных) банков Беларуси, Казахстана и России. Его цель: эффективное взаимодействие по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства при проведении валютных операций резидентами государств – участников Единого экономического пространства. Сегодня придание юридической силы данному документу – уже обоснованная необходимость. В соответствии с договором мы сможем организовать обмен статистическими данными об объемах платежей и переводов денежных средств, о количестве открытых резидентами счетов в банках и т.д. Все это поможет контролировать данный процесс с целью недопущения нарушений действующего валютного законодательства, проводить совместные аналитические исследования, обмениваться опытом и совместно обучать кадры.
– Какие еще законопроекты Вы отнесли бы к категории наиболее актуальных?
– Прежде всего, я хотела бы отметить, что каждый из них имеет свою особую актуальность для жизнедеятельности той или иной отрасли, целостности и четкости механизма государственной политики в целом. Среди последних законопроектов, рассмотренных в Совете Республики – проект закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года». Протокол был подписан в мае прошлого года в Ашхабаде, он содержит новую редакцию понятий, конкретизирует основные принципы параллельной работы энергосистем государств-участников СНГ. Не секрет, что за долгие годы действия договора в наших энергосистемах многое изменилось, проведено масштабное реформирование отрасли, а потому назрели соответствующие законодательные поправки, призванные способствовать повышению надежности электроснабжения потребителей Беларуси посредством эффективной синхронной работы наших специалистов с коллегами из стран СНГ и Балтии.
– Практически все законы так или иначе направлены на укрепление наших связей с другими государствами?
– Конечно. К таким документам относится и проект законов о ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в сфере образования, а также о ратификации поправки к Уставу Всемирной туристской организации. Первый из них поможет увеличить экспорт образовательных услуг в Туркменистан, наладить прямые связи между вузами и научными организациями, организовать взаимный обмен опытом, проводить стажировки и подготовку не только студентов, но и аспирантов. Посредством второго мы соглашаемся на то, чтобы китайский язык наравне с английским, арабским, испанским, русским и французским стал официальным языком названной Всемирной туристской организации, членом которой является Беларусь.
Очень важен в плане укрепления международных связей проект закона о ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Султаната Оман о взаимной отмене виз для владельцев дипломатических, специальных и служебных паспортов. Соглашение было подписано чуть меньше года назад в Маскате. После его ратификации граждане Республики Беларусь и Султаната Оман, имеющие действительные дипломатические, специальные или служебные паспорта смогут пользоваться безвизовым порядком въезда, выезда, транзитного проезда и временного пребывания на территориях друг друга в течение периода, не превышающего тридцати дней. В случае необходимости эти сроки могут быть продлены. Документ послужит двухстороннему укреплению сотрудничества в области политических, экономических, хозяйственных, научных и культурных отношений. Похожее соглашение будет действовать и с Эквадором.
Беларусь все чаще оказывает благотворительную помощь другим государствам, столкнувшимся с серьезными природными катаклизмами, масштабными техногенными авариями. А потому проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Организацией Объединенных Наций о мерах по ускорению ввоза, вывоза и транзита грузов чрезвычайной помощи и имущества персонала по оказанию чрезвычайной помощи в случае бедствий и чрезвычайных ситуаций» приобретает особую актуальность.
Многие законопроекты вызваны необходимостью упорядочения отношений между государствами – членами Таможенного Союза…
– В заключение беседы, Анна Васильевна, хотелось бы задать вопрос, которым часто интересуются наши читатели: законотворческая деятельность, требующая массы сил и времени, не мешает Вашей основной работе в качестве генерального директора ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика»?
– Скорее наоборот. Опыт работы в качестве руководителя крупного предприятия помогает ориентироваться и иметь собственное мнение по каждому рассматриваемому в парламенте вопросу, а должность сенатора помогает смотреть на работу возглавляемого мною ОАО более широкомасштабно, находить современные, порой неординарные, варианты решения тех или иных проблем, оценивать свою деятельность и деятельность всего коллектива прежде всего с государственной точки зрения.
– Спасибо за беседу.
Интервью подготовила Ольга ВЕРЕСК.