В гостях у детства
Похвастать большим педагогическим опытом, к сожалению, не могу. Он ограничивается несколькими месяцами практики в одной из витебских школ во время учёбы в педагогическом университете и работой вожатого в пионерском лагере. Так почему бы не использовать имеющуюся возможность поменять профессию и не побыть воспитателем в одном из детских садов горпосёлка? Хотя бы денёк. Заместитель заведующей детским садом № 3 «Солнышко» С. В. Лущик посоветовала влиться в педагогический коллектив, поработав в средней группе воспитателя И. В. Ячник.
Проспать на новую работу было бы непростительно, поэтому вечером будильник на всякий случай завела на более раннее время. Прийти в детский сад нужно ещё до появления детей в группе. Вторая задача – подобрать костюм для запланированного на этот день праздничного мероприятия. По совету Ирины Валерьевны надела яркую рубашку и шорты. Мне выделили роль Незнайки. В саду останется только прицепить галстук, надеть подходящую шляпу – и сказочный персонаж готов.
С моей временной коллегой встретились ещё по дороге в дошкольное учреждение. Видя моё волнение, И. В. Ячник старается успокоить, мол, не переживай, справишься. Тем более, сейчас, в летний период, группы значительно уменьшились. В так называемом отпуске бывают не только взрослые, но и малыши. Таких у Ирины Валерьевны почти половина. Она предположила, что в группу придёт 7-8 детей.
– Сейчас отмечусь в журнале учёта рабочего времени, запишу Вас в журнал посещений и пойдем поливать песок в песочнице. Делаю это ежедневно, – посвящает в распорядок дня воспитатель. – А ещё проверяю игровые конструкции и спортивное оборудование на закрепленной за нами площадке. Ведь на наших плечах лежит огромная ответственность. Мы не только должны научить чему-либо наших воспитанников, подготовить к школе, развить творческие способности, но и сохранить им здоровье. Ещё одна важная задача – найти общий язык не только с девочками и мальчиками, но и с родителями. Могу уверенно сказать, что в этой группе у меня прекрасные взаимоотношения с папами и мамами. Среди взрослых немало тех, к кому могу обратиться за помощью. Например, в проведении ремонта или обкоса территории.
На соседних площадках стали слышны детские голоса. Вот и наш первый воспитанник – Саша Домасевич. Поздоровавшись, мальчик с серьёзным видом направился на веранду, взял карандаши, уселся за стол рисовать.
– Похож на Знайку, – отмечаю я. – Такой обаятельный и в то же время не по годам взрослый.
— Согласна. Какой вопрос Саше ни задай – у него всегда найдётся ответ. Тихий, спокойный, рассудительный.
В это время на площадке появилась Лера Новик на розовом велосипеде. Сразу стало понятно, что девочка пытается лидировать среди сверстников. Близнецов Тимура и Вадима Смирновых привёл папа. Сыновья долго не могли его отпустить. Целовали и кричали вслед, как сильно его любят. Чуть позже обратилась к одному из мальчиков с вопросом: «Как же мне вас отличать?». В ответ услышала: «Я – Вадим. Моя кепка в цветную полоску». Вот так просто. Самый больший интерес к новому воспитателю проявила Настя Колесникова. Она буквально не отходила от меня, рассказывала о младшей сестре Юле, о том, как любит танцевать, мешая соседям.
Когда на площадке появился Никита Яцко, Ирина Валерьевна обратилась к нему:
– Никита, как ты провёл вчерашний вечер?
– Не скажу, – буркнул мальчик и не оглядываясь направился к остальным ребятам.
Как объяснила моя коллега, не задать этого вопроса она не могла. Иначе поступил бы укор: «Почему не спрашиваешь, что я делал вчера?». Назвать Никиту ворчливым нельзя. Скорее всего, это просто желание противоречить во всём взрослым. В течение дня и мне пришлось столкнуться со своеобразным характером ребёнка. Фотографироваться не хочу и рисовать не буду. Одним словом, Великий Нехочуха. Но, в то же время, этим он к себе и притягивает. Не улыбаться, общаясь с этим мальчиком, просто невозможно.
Когда родители привели Ульяну Серебро, казалось, что на игровой площадке появилась маленькая принцесса. Белая вязаная шапочка, воздушное беленькое платьице. Ульяна даже садилась с осторожностью, чтобы не испачкать одежду. Её трудно представить летящую, как говорится, сломя голову с горки или со сбитыми коленями и грязными руками.
Ну что ж, все в сборе. В этот день мне придётся воспитывать одиннадцать пятилетних ребят. Сначала – зарядка. Сделали её прямо на улице под музыку, которая всегда играет здесь в летнее время. Затем бегом в группу переодеваться и мыть руки.
Ведь уже на столе принесенный помощником воспитателя О. С. Суконкиной вкусный завтрак. Когда братья-близнецы сняли кепки, я опять оказалась в затруднительной ситуации: что же делать теперь? И вновь всё проще простого: «У меня майка в полоску, а у Тимура – нет», – терпеливо объяснил Вадим.
Кто-то из детей быстро справился с сырниками. Но большинство не торопилось. Потирая глаза, ковырялся в тарелке Денис Лифанов. Оказывается, мальчику трудно просыпаться в сад. И в начале дня он всегда немного сонный. С ранних лет детей приучают есть с помощью ножа и вилки. Правда, как отметила Ирина Валерьевна, жаль, что этот навык они потеряют, когда пойдут в школу. Ведь там такое не практикуется.
После завтрака вызвалась самостоятельно сделать перекличку. Прекрасный повод, чтобы поближе познакомиться со всеми детьми, которые к этому времени уже не воспринимали меня, как чужую. Девочки и мальчики сели полукругом, я – напротив. Как только стала задавать вопросы из разряда «Кем хотите стать, когда вырастите?», «Что любите делать в свободное время?», как горох, посыпались со всех сторон ответы. Перебивая друг друга, каждый пытался поделиться. Что ж, дорогие родители, дети хотят быть похожими только на вас. Они с гордостью рассказывают, где вы работаете и сами готовы выбрать эту же профессию. Милиционер, водитель, воспитатель, работник налоговой…Только Настя Колесникова выдала оригинальный ответ: «Когда вырасту, хочу стать взрослой дочкой».
Пока мы знакомились, Ирина Валерьевна вместе с воспитателем из соседней группы Н. В. Лахтеевой и музыкальный руководитель С. Б. Иванова готовили актовый зал к предстоящему мероприятию. Я же предложила своим воспитанникам пока поиграть. Думать, чем занять детей, мне не пришлось. Каждый самостоятельно выбрал себе дело. Тимур и Вадим уселись за раскраски, которые принесли из дома. Братья с удовольствием показывали, как раскрасили людей в военной форме и советовались, какой лучше цвет подобрать для следующего рисунка. Пока девочки играли возле игрушечного домика, Лера и её подруга Милана Смольникова тоже уселись рисовать. Несколько минут и вот первые слёзы. Что-то не поделив, подружки поссорились. Милана выскочила из-за стола и спряталась в игровом уголке. Пошла успокаивать, а затем мирить. Девичьи обиды длились недолго. Уже через несколько минут они дружно смеялись над рисунком.
На протяжении нескольких дней в саду проходили мероприятия, приуроченные к Неделе безопасности дорожного движения. И вот он мой дебют в качестве сказочного героя в гостях у детей. Ребята учили Незнайку правильно переходить улицу, мой же персонаж загадывал им загадки, играл в игры. Всё же дети – благодарные зрители. Если и забудешь текст, импровизация только приветствуется.
Ещё до обеда мы успели совершить небольшую прогулку. И. В. Ячник запланировала на этот день изучение правил перехода перекрёстков, и организованной группой мы отправились на улицу Володарского. Впереди и позади колонны – ребята с красными флажками. Уговорить замыкающих колонну не отставать, было сложно. Пришлось прибегнуть к маленькой хитрости: чтобы замечания отстающим делали сами ребята. Выступать в роли взрослых им понравилось, поэтому ситуация была под контролем.
Отлично справившись с изучением правил дорожного движения, дети были поощрены: 10 минут игры на горках в парке.
Вернувшись на территорию детского сада, воспитанники провели для меня небольшую экскурсию. Оказывается, за каждой группой закреплена тематическая площадка. Например, за нашей – экологическая. Прибежав на площадку, мальчишки и девчонки, готовые принимать солнечные ванны, стали быстро снимать босоножки, носочки и маечки. В такой жаркий день – это просто счастье. Часть ребят рассредоточилась на турниках. Другие с удовольствием плескались в маленьком, наполненном ещё утром водой, бассейне. Я же присоединилась к мальчишкам в песочнице.
Права Ирина Валерьевна, говоря, что для воспитателя нет такого понятия, как взрослый. Играя с детьми, легко забыть, что твой детсадовский период далеко в прошлом.
Время обеда. Передо мной кучка детей с полотенцами в руках. Каждому нужно помочь помыть ноги. Первый, второй, третий…одиннадцатый. Слава богу, что их сегодня не двадцать. Умытые и чистые мальчики и девочки уселись за обеденный стол. Аппетит нагуляли все. С 13:00 до 15.30 – тихий час. Идем в свои кроватки. 20 минут – и полная тишина устанавливается в спальне. Сопят почти все. Что ж, можно и мне передохнуть, пока в группе вновь не началось оживление. Переодевание, полдник, игры…
День, проведенный с пятилетней ребятней, не прошел для меня даром. Примеряя роль воспитателя, пускай только на время, осознаешь, что человек этой профессии должен сеять только доброе и светлое. Каждое сказанное тобой слово, любой твой поступок отражается на маленьких человечках. Расставаться с детьми было грустно. Каждый из них – уже самостоятельный ребенок, забавный собеседник. На протяжении всего дня мне было интересно представлять, кем в будущем станет тихая Полина Шакуро, в какой университет поступит всезнающий Саша Домасевич, на сцене каких городов будет танцевать Настя Колесникова, какими смелыми и отважными станут братья Смирновы. Нелегко расстаться будет с воспитанниками Ирине Валерьевне, ведь в следующем году ребята пойдут в школу. Что ж, пускай в жизни этих детей будет все только хорошее.
Юлия Похолкина.