
«Всех своих кукол мы воспринимаем как живые существа: это наши друзья, гости, домочадцы. И каждая из них живёт собственной жизнью», – так с любовью во время встречи на их даче в д. Добромысли отзывались о плодах своего труда витебские мастерицы кукол мать и дочь Любовь и Елена Конюшко. Выставка их работ «Кукольный мир» с 1 по 30 июня проходит в Лиозненском районном военно-историческом музее. Куклы вошли в жизнь семьи Конюшко всего три года назад. Ни одна из женщин тогда отношения к творчеству не имела (Любовь Петровна по образованию геолог, Лена – экономист). Но прекрасно владели типично женскими умениями – шитьём и вязанием. И когда в их дом постучалась беда, чтобы отвлечься, как-то приспособить себя к жизни, заполнить возникшую в душе пустоту, женщины начали подыскивать для себя занятие, которое к тому же могло бы стать дополнительным источником дохода.
– Сначала попробовали лозоплетение, – рассказывает Л. П. Конюшко. – Нанесли в дом лозы. Но что-то не пошло. Потом появился бисер. Мы накупили специальной литературы, и даже сын, которому в то время было 15 лет, подключился к творчеству. Мы выполняли разные работы, в том числе объёмные с использованием стекла. Получалось очень красиво. Но бисер, увы, спросом не пользовался. Вот тут и подошло время воплотить в жизнь идею, которая три года после просмотренной по телевизору передачи не выходила из головы – кукольный дизайн.
Из множества способов создания кукол Любовь Петровна предпочла скульптурно-текстильную технику – с помощью нитки, иголки, капрона и синтепона. По мнению женщины, кукла выполненная именно в такой технике, способна наиболее полно передать характер и то, что автор хотел в неё вложить. Начали, конечно же, с оберегов, предназначенных помочь душе и телу выздороветь. Затем появились забавные Бабки Ёжки. Первые экземпляры, выставленные на продажу в Городе мастеров на «Славянском базаре в Витебске», в момент раскупили. Спрашивали ещё. А после того, как свои творения Любовь Петровна принесла на 10-летие витебского женского клуба «Вдохновение», ей предложили выставить свои работы в областном краеведческом музее. Тогда женщина и поняла, что куклы в их семье надолго.
Среди 37 образцов, которые сегодня выставлены на обозрение, кукол-красавиц в общепринятом смысле не найдёшь. Скорее даже наоборот. Чаще встречается типаж людей старшего возраста, с характерными для стиля утрированными деталями (крупный нос, губы, щёки, глубокие морщины). Всё это придаёт изделию более яркий характер.
– Мне ближе прошлое, когда жили наши бабушки, дедушки, прабабушки, чем современность. А пожилые люди – хранители истории. Они несут в себе запас мудрости, опыта, знаний. А может, я просто пока не готова создавать молодые лица, – с улыбкой объяснила Л. П. Конюшко.
У каждой куклы не просто неповторимый внешний вид, но и характер.
– Жизнь – штука неоднородная: когда-то бывает хорошо, когда-то плохо. И кукла как будто проживает её вместе с нами, запечатлевая на своём лице моменты нашей жизни. Как видите, у многих кукол на лице не самые счастливые эмоции. Вспомните, к примеру, Ягиню…
Мастерица называет ещё её Гранд-дамой с почтенным возрастом под тысячу лет. Создавалась она очень сложно, более полугода, в то время как работа над большинством образов занимает не более месяца.
– Когда я изготовила голову, творческий процесс остановился, – делится Любовь Петровна. – Как завершить образ не знала. И, как это часто бывает, отложила её в сторону в ожидании озарения. И в какой-то момент, глядя в глаза Ягине, увидела в них вопрос «Почему ты меня бросила?». Мне стало её жаль. Я даже написала четверостишие:
Не грусти, моя ты кукла,
Тебя я тоже сотворю.
И ты увидишь своим взглядом
Тот мир, в котором я живу.
И я вновь вернулась к работе над образом. Продумали костюм. Кстати, при создании этой куклы, мы использовали смешанную технику – изготовили руки из затвердевающей пластмассы. Вообще, если следовать технологии, то обычно мастера сначала рисуют подробный эскиз, продумывают до мелочей лицо, детали одежды и только потом берут в руки материалы. У нас же всё по-другому, спонтанно. Сажусь за куклу и не знаю, что выйдет, так как начинаю с лица. И может быть хотелось создать молодого человека, а получился старик. Что-то похожее было и со Слепым странником. Мы даже и не предполагали, что кукла будет незрячей. Сначала, как обычно, сделали голову, лицо, а когда дело дошло до глаз, я поняла, что они здесь не нужны. У старика оказалось такое выражение лица, отражающее груз переживаний и горя, в нём было столько опыта, что у меня просто слёзы покатились. Я сама – человек много перенесший и сопереживающий другим, поэтому и образ странника хорошо прочувствовала.
По причине спонтанности творческого процесса мать и дочь Конюшко не изготавливают кукол на заказ. Как они пояснили, порыв души– процесс незапланированный и когда он придёт – неизвестно. А значит, и гарантировать выполнение в срок заказа они не смогут.
Но не все сюжеты выставленных композиций грустные. К примеру, «Посидим, поохаем» навеян тёплыми воспоминаниями о родителях. Поначалу каждая из кукол готовилась как самостоятельный персонаж, но позже захотелось их соединить. Есть немало кукольных композиций с белорусским национальным колоритом, кукол-грелок, домовых.
На выставке представлено большое количество Бабок Ёжек. Этот фольклорный персонаж занимает особое место в творчестве Конюшко и является одним из самых любимых. Именно с него начинали путь в мир кукол Любовь Петровна и Елена. По мнению женщин, незаслуженно переведённая на сторону сил зла Баба Яга, оказывается, в древности была прародительницей женского рода, воплощением ума, мудрости, к тому же, достаточно сердобольной, поскольку часто помогала заплутавшим путникам (это хорошо прослеживается в устном народном творчестве). Поэтому Л. П. Конюшко захотела «реабилитировать» данный образ. И создавая своих первых бабулек, решила отправить их в Город мастеров, пусть не самых привлекательных лицом, но нарядных, экстравагантных.
К слову, наряды мастерицам тоже удаются на славу. Роль «кутюрье», как правило, выполняет Елена. Глядя в лицо своим подопечным, определяет, каким должен быть костюм. В ход поначалу шла одежда, которую перестали носить, затем обрезки ткани. Теперь, когда соседи знают об увлечении семьи, каждый старается передать лоскутки, обрезки. Так что недостатка в материалах нет. А вот с подбором костюмов, которые должны завершить образ, как пояснила Елена, дело идёт сложнее. Иногда приходится по нескольку раз прикладывать все имеющиеся в арсенале ткани. И – ничего. А через неделю всё сначала.
Три года назад в городе мастеров Конюшко были единственными, кто предлагал текстильных кукол. Сегодня их увлечение разделяют уже многие мастера. Поэтому, женщины, чтобы не стоять на месте, ищут новые решения, детали.
– Однажды, во время «Славянского базара» ко мне подошёл мужчина с ребёнком, – вспоминает Л. П. Конюшко. – Он долго восхищался куклами, и я предложила купить одну из них. На что мужчина ответил: «Я пока не готов приобрести ребёнку такую игрушку». С того времени у меня прочно засела в голову мысль создавать и таких кукол, с которыми можно поиграть, сменить наряд. Поэтому в этом году на «славянке» предложим уже совсем другие экземпляры – такие, какими хотят видеть кукол дети: с красивым лицом, в ярком костюме. Они похожи на те, которые мы делаем сейчас, но выполнены в другой технике. И думаю, тоже найдут своего покупателя.
Последние два года мать и дочь Конюшко являются постоянными участниками различных выставок Витебской области. И куклы, которые они выставляют на всеобщее обозрение, пользуются успехом. В этот загадочный, артистичный, рукотворный мир импровизации мысли и рук сможете окунуться и вы, посетив выставку неповторимых авторских кукол Любови Петровны и Елены Конюшко .
Людмила БИРЮЛЬКОВА.