Наверное, ни одной молодёжной субкультуре давно не уделялось столько внимания, сколько в последнее время набирающему популярность квадроберству. Это когда человек надевает маску, прикрепляет хвост и ведёт себя в прямом смысле как животное. Бегает на четвереньках, лает, мяукает, рычит, царапается… В нашем районе подобных персонажей ещё не встречали, и возможно всё это, как говорится, игры большого города. Но начитавшиеся новостей родители беспокоятся, не опасно ли для ребёнка такое увлечение. Тем более, что в соседней России дискуссии накалились до предложения запретить квадроберство на законодательном уровне.
Побеседовать на эту тему мы решили с психологом социально-педагогического центра Ларисой Руденко.
– Лариса Арифовна, в раннем детстве все мы играли в собачку, кошечку, затем легко переключались на другие роли или занятия. И это никого не пугало. Может, и в нашумевшем квадроберстве нет ничего страшного? Как говорится, чем бы дитя не тешилось… Да и вообще изначально оно позиционировалось как спорт.
– Действительно, детские ролевые игры – важнейший элемент развития. В том числе и тогда, когда ребёнок ассоциирует себя с животными. Но в данном случае, как Вы уже заметили, ключевое слово – переключаться. К примеру, девочка только что представляла себя щенком, ползала по полу, и вот уже через полчаса она врач или продавец в оборудованном из подручных средств магазине. В квадроберстве же нередко подражание животным занимает очень существенное место, переходит границы игры и распространяется на повседневную жизнь. Некоторые дети увлекаются настолько, что пытаются есть собачий корм, лаять в общественных местах, проявлять агрессию по отношению к другим людям. Согласитеь, это уже перебор, и родителям впору бить тревогу, начисто забыв и про позитивное слово спорт и про то, что «квадробика» и правда была придумана японским атлетом Кэнъити Ито. Одно дело, когда ребёнок на свежем воздухе пытается повторить грациозные движения животного, пытаясь улучшить свои физические данные, совсем другое, когда начинает просить родителей выгуливать его на поводке. Существует кардинальная разница: одно дело – играть в зверей, другое – считать, что ты и есть зверь.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью журналистке ВГТРК Ольге Скабеевой на полях саммита БРИКС в Казани ответил на вопрос, есть ли в нашей стране квадроберы.
– Уже и Лавров (глава МИД России. -Прим. ред.) обсуждал это на высшем уровне, – пояснила свой вопрос Ольга Скабеева.
– У нас этой проблемы нет, – ответил Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что ранее Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о запрете публичной пропаганды отказа от деторождения – так называемой идеологии «чайлдфри».
– У нас даже это не является актуальным. А эти «квадрациклы» – у нас их пока нет, – добавил Президент Беларуси.
– Какие дети, на Ваш взгляд, находятся в зоне риска?
– Например, те, которым не хватает внимания родителей и они любыми путями стараются его привлечь. Или поведение подростка становится попыткой уйти из естественной социальной среды в вымышленный мир, спрятаться в нём от семейного конфликта или проблем в школе. Желание укрыться за маской может привлечь и детей с мягким характером, не умеющих открыто выразить свои эмоции. А в образе животного можно свободно рычать и даже кусаться! Кстати, есть такие групповые психологические тренинги, на которых взрослым людям предлагают временно побыть животными. Это помогает снизить уровень тревожности, напряжения, потому что через маски общаться проще. Здесь хотелось бы отметить и то, что животное дети выбирают тоже не просто так. Оно или то, на которое, как ребёнку кажется, он похож, либо наоборот чьих качеств ему не хватает.
– Лариса Арифовна, мир уже пережил эпоху хиппи, увлечение тяжёлым металлом, эмо и готов, мелькнул молний и пропал «ЧВК «Рёдан». Как думаете, все эти квадроберы надолго?
– Если бы это зависело только от детей… Как правило, подростки прощаются с необычным хобби после 13-15 лет. Но в игру, скажем так, уже вступили взрослые, хорошо понимающие, что они делают. И в продаже появились помимо обилия масок и хвостов множество специальных привлекательных аксессуаров, корм для квадроберов, школы с заданиями. Поэтому надо в каждом конкретном случае анализировать причины, видеть, какие потребности ребёнок хочет закрыть за счёт нового увлечения, и помочь ему сделать это. Иначе, повторюсь, если ребёнок подавляющую часть времени проводит «в шкуре» животного, практически постоянно идентифицирует себя с ним, то происходит «расчеловечивание», акцентирование животных инстинктов, а значит, освобождение себя от социальных ролей и связанных с ними обязанностей. Он уже не играет, он живёт. И это очень тонкая грань, за которой начинается деформация психики.
Елена Ретнёва.